Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В книге изложена идея осуществления реального суверенитета в современной политической системе, прежде всего, связанная с повышением конкурентоспособности России. В то же время, автор отметил, что эта идея подвергается критике идеологами антиглобализации, так как, по их мнению, уменьшается роль государства в качестве главного субъекта мировой политики. "Я постарался доказать, что это не отвечает действительности. Сегодня ряд государств в мире следуют политике реального суверенитета. Это не только США, которые проводят чрезмерно такую линию. Это касается Индии, Китая, которые демонстрируют реальные успехи на протяжении 10-15 лет", - отметил Кокошин. У России, по его словам, есть все основания обеспечивать свой реальный суверенитет, который означал бы свободу выбора, возможность влиять на мировые процессы, независимую внешнюю и оборонную политику. Также для России важна независимая система ядерного сдерживания и в целом система обороны. Еще это ряд компонентов экономики, сильная банковская система, которые не подвержены влиянию извне, а также развитие высоких технологий.
Эксперт предупредил о том, что для того, чтобы стать сверхдержавой и обладать реальным суверенитетом, России предстоит пройти длительный и сложный путь. Тем не менее, определенные успехи можно отметить уже сейчас. "Очень важно то, что Россия проводит такую политику, что мы имеем равновекторное отношение со всеми центрами сил. И с Китаем, и с Индией, и с ЕС, и с США. Установлены отношения с Турцией и Ираном. Это важно в условиях относительной слабости России в мировой экономике и политике. И если бы мы пошли на союз с США, мы бы играли роль младшего партнера и утратили бы свободу выбора, - считает Кокошин. - Тот курс, который проводится нашим руководством, он оптимальный". Отвечая на вопрос о том, может ли Россия рассматривать НАТО в качестве своего противника, Кокошин отметил: "Сейчас у нас нет таких явно выраженных противников. Россия старается с НАТО поддерживать те отношения, которые действительно, отвечают взаимным интересам, интересам безопасности, но мы не развиваем и не должны развивать отношения, которые были бы не равноправны".
Говоря о недавнем объединении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС), Кокошин выразил уверенность в том, что эти организации действительно глубоко заинтересованы в сотрудничестве в области экономики и гуманитарной сфере. "Сейчас мы будем иметь более дееспособную ЕврАзэС за счет того импульса, который существовал. Мы увидим ускорение сотрудничества России с центрально-азиатскими странами, Белоруссией". Со временем пришло понимание того факта, что Россия по-прежнему играет большую роль для обеспечения экономической стабильности и безопасности этого региона, отметил Кокошин.
Автор книги также считает, что повысится управляемость процессами в рамках СНГ. "СНГ переживает все непростые времена, но все предсказания о том, что оно вот-вот умрет, не оправдались", - отметил он. Сохранение СНГ обеспечивает, в числе прочих, и такой фактор, как позитивное отношение населения к этой организации. "В рамках СНГ возможно сотрудничество по вопросам интеграции, борьбы с преступностью, терроризмом, интегрированной на единой технической основе транспортной системы, энергетика, гуманитарное сотрудничество, еще целый ряд вопросов, так что не должно быть иллюзий и завышенных ожиданий, но относиться как ненужному нельзя", - констатировал Кокошин.
Что касается внутренней политики, по мнению Кокошина, первоочередной задачей для обеспечения внутренней стабильности и реального суверенитета является реализация национальных программ в социальной сфере, "которые дадут более высокую степень социальной устойчивости в нашей стране и импульс ее развитию". Что, в свою очередь, и будет способствовать становлению более зрелой политической системы.
При этом Андрей Кокошин отчасти согласен со скептиками, утверждающими, что вложения в реализацию национальных проектов и резкое повышение зарплат у работников бюджетной сферы могут привести к росту инфляции. "Конечно, такая опасность существует. И все рассматривается специалистами с призмы роста инфляции. Но если взвесить все "за" и "против", то выигрыши будут превалировать. Так как это вложение в людей, то чего долгое время в нашей экономике не доставало, а также вложение в потребительский спрос, и это то, что государство должно делать", - подчеркнул Кокошин.
Оценивая угрозу суверенитету с точки зрения демографии, Кокошин отметил, что это одна из самых серьезных проблем в нашем государстве. "Пока мы прошли демографическую яму, выход из этой ямы - на кривую развития. Не выше. Это проблема в целом ряде отдаленных регионов России, да и в центре тоже. Здесь если мы не переломим ситуацию в лучшую сторону, как за счет мер, направленных на повышение занятости, рождаемости населения, привлечения нужных России специалистов, мигрантов, наше положение в системе мировой политики и экономики неизбежно ухудшится, чтобы мы не делали в других сферах. Эти проекты получат финансирование в рамках бюджета обсуждаемого в Госдуме. Медицина, здоровье нации - это одни из ключевых вопросов, который нужно решать и он связан с демографией. Каждая программа должна иметь четкую привязку к конкретной ситуации и региону", - считает эксперт.
Во время дискуссии прозвучал также вопрос о том, где взять деньги на суверенитет, и какие, в целом, преграды существуют на пути к его достижению. По мнению Кокошина, у определенной части российского политического класса и части наших предпринимателей отсутствует достаточно четкое представление о том, как обеспечивается конкурентоспособность. "С точки зрения классических формул в рамках одной страны нужно иметь несколько производителей, которые бы конкурировали между собой, а с точки зрения обеспечения суверенитета в глобализирующей экономике нужна концентрация. Западная Европа проинтегрировалась: и гражданская, и военная авиация, и создан громадный концерн, который обеспечивает суверенитет ЕС. В США лет 5 назад было 4-5 таких фирм, сейчас две. У нас есть непонимание того, что такое конкуренция и что такое реальная борьба за место под солнцем, что это требует партнерства в бизнесе между государствами. Даже в нефтяной сфере без поддержки государства наш бизнес не может пробиться, я уже не говорю про пути транспортировки нефти. Я считаю, для нас препятствием на пути реализации реального суверенитета является отсутствие консолидации, между учеными, государством, бизнесом и в сотрудничестве и в работе над проектами", - резюмировал эксперт.
Брюссель знает, чего хочет