Изменчивый мир Кастеллани

До конца января на выставке в Музее личных коллекций можно увидеть результаты экспериментов с живописной поверхностью одного из отцов-основателей спациализма Энрико Кастеллани


ФОТО: museum.ru



Можно ли представить себе универсальный вид искусства, объединяющий живопись и скульптуру, соединяющей в себе цвет, звук, пространство, движение и время? Оказывается, он уже давно существует и называется спациализм (от итальянского spazio – "пространство"). Более полувека тому назад концепцию спациализма придумал и разработал знаменитый итальянец Лучио Фонтана. Позже она распространилась далеко за пределы Апеннин и даже достигла берегов Японии.

Итальянский абстракционист Энрико Кастеллани по праву считается одним из ближайших соратников Фонтана и отцов-основателей спациализма. Хотя путь художника к вершинам Олимпа был извилист многотруден.

Кастеллани родился в 1930 г. в городе Кастелмасса в провинции Ровиго (Италия). Учился в школе в Новаре и Милане, а с 1952 г. продолжал изучать живопись и скульптуру в Королевской академии художеств Брюсселя. В 1956 г. он получил специальность архитектора в Высшей национальной школе.

По возвращении на родину Кастеллани принимает активное участие в художественной жизни Милана, с сентября по декабрь 1958 г. выставляется галереях "Патер" и "Призма" вместе с такими художниками, как Пьеро Манзони, Агостино Боналуми, Альберто Биаси. Именно эта теплая компания подтолкнула мастера на первые эксперименты с поверхностями. А в конце 1959 – начале 1960 г. выходят два исторических номера журнала "Азимут", выпущенного совместными усилиями все той же радикальной тусовки. Во втором и последнем номере журнала, посвященном "новой художественной концепции", Кастеллани опубликовал свое теоретическое эссе "Длительность и изменения", которое стало манифестом его живописной поэтики.

Именно в этот период появляются его фирменные монохромные холсты с выгнутыми и вогнутыми поверхностями. Для их создания Кастеллани вбивал в подрамник гвозди, изменяя натяжение холста в отдельных точках и трансформировал поверхность, чтобы появились выпуклости и впадины. Впоследствии этот прием стал его визитной карточкой.


Фото: museum.ru

Результаты экспериментов с живописной поверхностью представлены в залах Музея личных коллекций ГМИИ имени на персональной выставке Энрико Кастеллани "Вариации метода". На выставке экспонируются и ранние работы в смешанной технике (акрил, масло) и полотна, на которых Кастеллани собирает холст в складки, добиваясь эффекта рельефной драпировки. Результатом экспериментов по созданию "динамичной картины" стала "Черная поверхность" (Superficie near, 1959) с прихотливо разбросанными впадинами и выпуклостями – произведение, давшее начало новому типу пространственной живописи с ритмичным чередованием подъемов и выступов красочной основы. Вариации на темы различных цветов представлены работами "Поверхность с углами" (Superficie angolare,1961), " Поверхность в синюю и белую полоску" (Superficie rigata bianka e blu, 1963) и "Белая поверхность" (Superficie bianka, 1964).

Одно из знаковых произведений Кастеллани 1970-х – серия "Оси равновесия" (Asse di equelibri). В этом произведении за счет изменения нагрузки массивное инертное тело находится в состоянии идеального горизонтального равновесия, хотя расположенные через точно выверенные интервалы шкалы пяти весов имеют различные показания. В более поздней вертикальной версии этого произведения художник оставил лишь четыре экземпляра весов.

Из его последних работ стоит отметить так называемую "Скульптуру А", представляющую собой систему шестов, которые удерживаются в равновесии тросами с прикрепленными к ним грузами. Сложная конструкция, отчасти напоминающая снасти парусного корабля, вызывает в памяти и образы знаменитых "машин" Леонардо да Винчи. Это произведение, в котором вновь возникает тема противоборства и равновесия сил, было создано в 1999 г. для персональной выставки художника в городе Тренто.

Выбор читателей