Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: museum.ru |
Имя этого одаренного и глубоко порядочного человека, отказавшегося от карьеры художника ради служения искусству, никогда не претендовавшего на роль великого мастера, все же не было забыто. Его знали и помнят как человека, без которого, возможно, никогда бы не возникло известное художественное объединение " Бубновый валет", а фонды Государственного Музея Нового западного искусства не пополнились бы прекрасными шедеврами (в 1918 г. он был зачислен в Отдел по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе РСФСР, а в 1922 году его назначили хранителем национализированного собрания С.И. Щукина). Но выставка произведений Сергея Лобанова, открывшаяся в Музее Личных коллекций ГМИИ, заставляет вспомнить, что когда-то он был полноправным членом того самого кружка художников, в который вошли самые талантливые и прогрессивные живописцы предреволюционной эпохи.
Выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества, он успел поучиться у лучших представителей русской живописи рубежа XIX-XX столетий, начиная с учеников Ильи Репина и кончая Машковым и Коровиным, которые в ту пору были не намного старше самого Лобанова. Подобно большому числу своих соотечественников и коллег, молодой художник тяготел то к постимпрессионизму, то к кубизму, то чуть ли не к фовизму. И все же главным достоинством Сергея Лобанова на все времена осталось подлинная любовь к природе, умение почувствовать изюминку пейзажа, будь то южные края, виденные им во время многочисленных путешествий по СССР (за рубеж его так ни разу и не выпустили), или клочок подмосковного сада.
Посвятив cвою жизнь музейной деятельности, он никогда не стремился к славе художника. Созданные на досуге холсты и рисунки (а большинство экспонатов, представленных на выставке - это небольшие пейзажные эскизы), навсегда остались его любимым хобби, частным делом в стране, где все частное заведомо приносилось в жертву "общественным интересам". Как ни парадоксально, именно благодаря своей "упаднической" жизненной позиции Сергей Лобанов смог сохранить творческую индивидуальность
Тридцатые годы прошлого века стали суровым испытанием для многих художников этого времени. Иные погибли, кто-то был вынужден мириться с новыми требованиями власти, потихоньку отвлекаясь на картинки "для души". Лобанов же, не связанный ни с какими выставкомами и не зависящий от государственных заказов, продолжал работать, совершенно не изнуряя себя соображениями цензуры: яркие, красочные пейзажи, привезенные из путешествий по Крыму, наброски танцовщиц Большого театра, сделанные за кулисами, и жанровые картины исполнены в лучших традициях русского искусства давно забытой предреволюционной эпохи. В отличие от ранних произведений мастера, хранящихся в Третьяковской галерее, его работы двадцатых-тридцатых годов попали в частные коллекции и долгое время были практически неизвестны не только широкой публике, но и специалистам. Выставка "Сергей Лобанов (1887-1942). Живопись, графика, документы" возвращает мастера зрителю.
Также атакован пригород столицы