Эпоха оквадрачивания

Черный квадрат мог быть нарисован только один раз. И многочисленные цитаты квадратов Малевича на выставке "Интернациональный неоконструктивизм", надо признаться, слегка раздражают


Фото: museum.ru



В Москве проходит Международный художественный фестиваль "СупреМАДИзм", посвященный мастерам русского конструктивизма. Участники фестиваля – члены международного художественного движения МАДИ, которому в этом году исполняется 60 лет. Движение унаследовало принципы искусства русского конструктивизма и супрематизма Казимира Малевича, поэтому в целом фестиваль – это попытка отдать дань отцам-основателям. Создатель движения МАДИ – уругвайский художник и теоретик искусства Кармело Арден Кин. По одной версии, название движения произведено из его имени, по другой – это аббревиатура Художественного Новаторского Движения (Movimiento Artistico De Invencion). Представители МАДИ есть во всех странах мира, а единственный в мире музей МАДИ находится в Будапеште, правда, пока не имеет собственного здания.

Экспозиция под названием "Интернациональный неоконструктивизм", открывшаяся 11 мая в Музее современного искусства на Петровке, стала главной выставкой форума. Она охватывает все периоды развития конструктивизма, но основную часть занимают работы, созданные в 1990-2000-е годы. Как горделиво заявлено в пресс-релизе, "это искусство способно выявить расслоенную топографию нашего виртуального мира, его нелинейные связи с социумом, его возможности в реализации новейшей комбинаторики, существующей в постмодернистской избыточности".

На самом деле выставка производит слегка обескураживающее впечатление: дерзкая деконструкция фигуративной живописи, превращение ее в геометрическую абстракцию, актуальные в начале прошлого века, уже давно не выглядят новаторским методом изображения. Скупая революционность Малевича и страстная многоплановость Кандинского были оправданы художественной ситуацией и настроением умов того времени. Творения нынешних абстракционистов выглядят лишь как дизайнерские штучки-дрючки. Их можно повесить на стенку, но искать в них художественной глубины? Увольте, никак невозможно.

Черный квадрат мог быть нарисован только один раз, потому что он – настолько же художественное явление, насколько и идейное. Это, в некотором смысле, трюк, рассчитанный на то, чтобы эпатировать публику. И многочисленные цитаты квадратов Малевича на выставке слегка даже раздражают. Создается впечатление, что за почти столетие ничего более потрясающего в этой области сделано не было.

Любой человек, обладающий чувством цвета, способен за пять минут создать в Paint'е абстрактное изображение, состоящее из квадратиков-треугольничков-кружочков. Дело за небольшим – придать картине страстность Кандинского и революционность Малевича. Сделать изображение эстетически проблематичным. Иначе говоря, превратить его в образ современности, в "топографию нашего виртуального мира". Этого, судя по выставке, в современном МАДИ почти не происходит.

Для абстрактного изображения имела большое значение его заключенность в раму. Рама (заменителем которой могла служить прямоугольная форма холста) в раннем конструктивизме – это символ картины вообще, символ того, что следует разрушить. Отказ от рамы, или от прямоугольного контура, который неоконструктивисты приписывают себе в качестве заслуги, во многих случаях превращает их произведения в декоративные поделки. Применение современных материалов типа плексигласа, стекла, металла и акрила только усугубляет переход от проблем художественных к украшательским. Впрочем, и современными-то эти материалы могли казаться где-то полвека назад.

Однако нельзя сказать, что на выставке нечего посмотреть – напротив, есть много любопытных экспонатов. Например, "Цикада" И.Харастя (2004). На первый взгляд – обворожительное ретро, механическая штучка из меди, мечта о вечном двигателе. Но, оказалось, что эта вещица из стали и начинена электроникой. Отличная мистификация! Ее движение непредсказуемо, как движение природного объекта; может быть, ощущения ретро проистекают отсюда? Очень хочется толкнуть, чтобы подвигалась еще...

Любопытна композиция "Модульное эластичное напряжение" Дж.Капариччи, ассоциирующаяся одновременно со струнной музыкой сфер и с развороченным нутром телефонной подстанции. Из отечественных мастеров можно упомянуть В.Колейчука и его остроумные кинетические объекты, которые следует уже отнести в разряд классики конструктивизма.

Заметное оживление в залы экспозиции вносит перформанс А.Жукова "Динамическая геометрия". Психоделическая сосредоточенность охватывает каждого, кто переступает порог зала: на конструкцию из тонкой белой сетки спроецировано видеоизображение из шахматных квадратиков, которые постоянно движутся, меняют размер, выгибаются. Преодолевая приятную расслабленность, порожденную необременительным созерцанием, вдруг понимаешь: собственно, вот они, истинные наследники конструктивизма – новые принципы визуализации образов, основанные на новых компьютерных технологиях. Станковая живопись давно не является ведущим видом искусства, и ее статика воспринимается как анахронизм в окружении видеоизображений. Современная эстетическая мысль движется в сторону видео с его экспрессивной динамикой, и выставка неоконструктивистов, ставших историей, – лишнее тому подтверждение.

Выбор читателей