Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Исследование, проведенное совместно британскими и немецкими учеными, позволило узнать секрет того, как древесным лягушкам удается не скользить на любой поверхности, даже влажной. Это открытие позволит наделить таким же качеством предметы, которыми пользуются люди в повседневной жизни.
Ранее считалось, что удерживаться на поверхности лягушкам помогает особая слизь на лапках, но, оказалось, это не так. Все дело в том, что подушечки на лапах этих маленьких земноводных имеют особенное строение. "Кончики пальцев лягушки полностью покрыты сетью ячеек шестиугольной формы, между которыми находятся каналы, - говорит один из авторов исследования зоолог Джон Барнс, который работает в университете Глазго.- Каждая из этих ячеек может двигаться независимо от других в произвольные стороны. Если посмотреть еще ближе, то вы увидите, что каждая ячейка, в свою очередь, покрыта неровностями и шишечками величиной с нанометр (нанометр равен одной миллиардной метра)". Таким образом, даже на влажной поверхности лапа лягушки всегда может создать трение, которое не позволяет животному скользить, то есть фактически создается прямой контакт с поверхностью.
В то же время выяснилось, что слизь на лягушачьих лапках является менее вязкой, чем представлялось ранее, и не играет большой роли в умении животного удерживаться на влажной поверхности. "Мы выяснили, что эта жидкость является всего в 1,6 раза более вязкой, чем вода, - рассказал Барнс, - в то время как вязкость простого сиропа в тысячи раз превышает вязкость воды. Так что это вещество на самом деле довольно водянистое".
Эта работа имеет большое значение для разработки нескользящих материалов, например, для создания всепогодных автомобильных шин, котрые будут безопасными на мокрой или обледенелой дороге. Однако здесь таится одна ловушка. Дело в том, что древесные лягушки очень маленькие, а ячейки на их лапах вообще микроскопического размера. Неизвестно, сохранит ли такая технология свой эффект в масштабах автомобиля. Однако ученые надеются, что даже в случае неудачи с шинами этот способ можно будет применить для создания других, более мелких нескользящих объектов.
Ситуация может еще больше обостриться