Заморский рецепт счастья

Киргизский премьер вслед за грузинским руководством решил осуществить массовый завоз иностранцев в республику. Они не только победят коррупцию, но и улучшат генофонд


Фото: АР



На днях премьер-министр Киргизии Феликс Кулов выступил с замечательной инициативой, которая, если подойти к делу последовательно и всесторонне, могла бы оказаться судьбоносной. Причем не только для граждан этой республики, но и для остальных государств, возникших 15 лет назад на постсоветском пространстве. Идея, изложенная Куловым, формулируется очень просто. Поскольку судебная система страны пронизана коррупцией, следует пригласить судей из-за рубежа – тогда, по словам Кулова, "никто не сможет их обвинить в предвзятости". Впрочем, признался киргизский премьер, нечто похожее уже реализовали руководители Грузии, которые якобы пригласили 300 судей из Швеции как раз для борьбы с коррупцией в судебной системе.

Откуда взялась Швеция и названная Куловым цифра, не вполне ясно, однако грузинский президент Михаил Саакашвили недавно и в самом деле заявил, что в Грузию для наведения порядка в судебной системе могут приехать от 50 до 100 судей из стран Евросоюза. Вообще говоря, грузинский президент любит приглашать в свою страну всяческих инструкторов, учителей, а также руководителей высокого ранга, которые призваны помочь властям. Так, он позвал в министры иностранных дел опытного дипломата, француженку грузинского происхождения Саломэ Зурабишвили, а главным приватизатором назначил бывшего российского предпринимателя, а ныне грузинского госминистра Каху Бендукидзе. Однако приглашение сотни судей из Евросоюза выбивается из чреды решений, принятых грузинским президентом. Ведь в министры приглашались "этнические грузины", тогда как беспристрастность судей, напротив, должна обеспечиваться отсутствием какой-либо связи между подсудимым и судьей, а потому у последнего не должно быть грузинских корней.

Впрочем, пойти на эту меру Саакашвили заставил скандал, разразившийся в декабре прошлого года, когда четыре судьи Верховного суда Грузии были отстранены от работы "за процессуальные нарушения". Судьи же утверждали, что подверглись репрессиям из-за отказа выносить те или иные приговоры по требованию высокопоставленных лиц. Похоже, Саакашвили надеется, что сто иностранных судей смогут изменить судебную систему страны. Ну а Кулов ограничений по численности не ставит: мол, сколько понадобится, столько и пригласим.

На самом деле неизвестно, сколько народу потребуется, чтобы рассудить всех грузин или киргизов, и из каких стран можно будет осуществить такой массовый завоз. Но вот какая беда: как только дело дойдет до судебного разбирательства, сразу выяснится, что, во-первых, необходимо совершенствовать законодательную базу, а во-вторых, станет очевидно, что другие звенья правоохранительной системы также нуждаются в серьезном реформировании. А если копнуть глубже, окажется, что в Грузии, в Киргизии или в любой другой постсоветской республике коррупция пронизывает не только судебную систему, но и другие властные структуры. И Россия, увы, не является исключением, о чем недавно заявил генеральный прокурор Владимир Устинов. Так, может быть, замене следует подвергнуть не только судей, но и вообще всех вороватых или неэффективно работающих чиновников?

Конечно, грузинам и киргизам намного проще. Если сложить всех граждан Грузии и Киргизии, так даже одна Москва не наберется – их меньше 9,5 млн человек. А как быть России с ее 140 миллионами? Хотя, если бороться с коррупцией вышеупомянутым способом, можно обрести серьезные дополнительные преимущества. К примеру, решить демографическую проблему. Вернемся к примеру с грузинскими министрами: француженка Зурабишвили и россиянин Бендукидзе обрели грузинское гражданство и пребывают в стране, увеличив, тем самым, местное население за счет себя и своих семей. Более того, Зурабишвили больше не является министром, однако она продолжает жить в Грузии и даже возглавляет довольно сильное оппозиционное политическое движение. А ведь если Россия пригласит из-за границы миллион человек, чтобы заменить продажных и некомпетентных чиновников, да еще предоставит им гражданство – население страны сразу значительно увеличится.

Кстати, врачи жалуются: дескать, с генофондом у нас беда – российские родители сплошь алкоголики да наркоманы, ну и дети у них соответствующие. Так вот, приезжие сумеют поправить ситуацию с качеством генофонда, влив в него свежую струю европейской крови. А отставленные от своих должностей коррупционеры смогут помочь с решением проблемы недостатка населения в ряде районов Сибири и Дальнего Востока. Короче говоря, осталось только найти миллион людей, готовых перебраться в Россию и честно ей служить. Здесь следует напомнить, что у России имеется Стабилизационный фонд, который может быть частично потрачен на эти цели. А почему бы и нет? Объявить конкурс, предложить хорошие деньги, провести соответствующие экзамены и произвести отбор, чтобы нанять стране эффективный менеджмент.

Впрочем, пусть Грузия или Киргизия проверят этот рецепт на себе. Как-то не верится, что нам понравятся вердикты иностранных судей, да и выполнять распоряжения чиновников-иностранцев, ничего не понимающих в российских реалиях, нам, понятно, тоже не с руки. Да и почему кто-то за нас должен делать нашу работу – бороться с коррупцией или решать демографические задачи? А Киргизии и Грузии не следует обольщаться: никто не сумеет решить проблемы этих стран, если они будут вести инфантильную политику, основанную на убеждении, что умные взрослые дяди со стороны (из ЕС, НАТО, или даже России) придут и наладят жизнь в их собственных странах.

Выбор читателей