Народный заказ

Виноградов и Дубосарский никогда не слыли великими живописцами, однако откровенная небрежность выставленных полотен в три-четыре краски смутила даже прожженных арт-критиков. И совершенно напрасно




В прошлом году популярный в народе осенний фестиваль современного искусства на берегах Клязьминского водохранилища официально прекратил свое существование. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. "Арт-Клязьма" спонсировалась и поддерживалась некими состоятельными гражданами исключительно с коммерческой целью – раскрутить уютный уголок ближнего Подмосковья, чтобы впоследствии открыть в этих местах элитный дом отдыха. Но то ли спонсоры проекта погорячились и слишком рано "закрутили" мероприятие, то ли искренне полюбили устраивать на своей территории шумные тусовки современных художников и разгоряченной спиртными напитками публики. Однако факт остается фактом: в этом году территория бывшего пансионата "Клязьминское водохранилище", ныне именуемая курортом "Пирогово", снова на несколько дней стала площадкой для мини-фестиваля современного искусства.

Правда, фестивалем нынешнее мероприятие можно назвать лишь условно. На самом деле лишь небольшой фрагмент пансионата – а именно эллинг для катеров и яхт - был отдан на растерзание Владимиру Дубосарскому и Александру Виноградову, которые представили здесь масштабную выставку "Легкость бытия". Судя по всему, ее открытие должно было скрасить выходные участникам регаты, проходившей в этот момент на территории "Пирогово". А вот любители живописи смогли, и в дальнейшем смогут, посетить исключительно гараж для яхт. Дело в том, что, вопреки всякой логике, пресловутый эллинг находится не то чтобы совсем у воды. Знаменитый пляж водохранилища – излюбленное место прогулок посетителей "Арт-Клязьмы" - по-прежнему девственно чист и дик. Романтичную красоту подмосковного уголка нарушают черные фигуры толстомордых охранников, которые ревниво следят за тем, чтобы поклонники высокого искусства двигались исключительно в направлении стоянки автомобилей. В конце концов, "Пирогово" - частная зона, а местные церберы за попытку походить по чужой травке могут и наказать.

По этой причине притихшая воскресная публика предпочитала тусоваться непосредственно вокруг ангара, тем более что новый проект Виноградова и Дубосарского вызвал весьма неоднозначную реакцию. В конце прошлого столетия художники, вроде бы вполне продуктивно работающие отдельно друг от друга, сумели добраться до вершин современного арт-Олимпа именно в тандеме. Их произведения, исполненные по несуществующему "народному" заказу, тонко пародируют культурные фетиши наших дней - от томных красавиц до невинных плюшевых мишек. Сочетание соц-поп-артовских традиций позволило авторам создать свой стиль, который сумели оценить и циничные поклонники соц-арта, и любители глянцевого гламура. Однако в экспозиции "Легкость бытия" пресловутая гламурность явно взяла реванш.

Для того чтобы Виноградов и Дубосарский смогли выставить полсотни новых работ, известный архитектор и дизайнер Юрий Авакумов спроектировал для экспозиции небольшой город с павильонами и площадями. Смонтированные из дощатых поддонов перегородки не только гармонируют с рифлеными стенами эллинга, но и спасают экспозицию. Благодаря элегантным закуткам выставка делится на несколько тематических фрагментов: например, "Девушки и оружие". Не стоит рассчитывать на картинки в стиле садо-мазо – девушки совершенно безоружны, а стремные мужские игрушки нарисованы на отдельных холстах. В метафизическом павильоне по сине-голубому фону павильона плавают золотые рыбки, в разделе "Танцы" все танцуют, а в экспозиции "Веласкес и фауна" благородные олени, кокетливые горностаи и умудренная жизненным опытом мартышка имитируют модели знаменитого испанца. Одним словом, никакого обмана.

Смущает, пожалуй, лишь качество работ. Виноградов и Дубосарский никогда не слыли великими живописцами, однако откровенная небрежность выставленных полотен, многие из которых очевидно намалеваны наспех, в три-четыре краски, смутила даже прожженных арт-критиков. И совершенно напрасно. Более того, "Легкость бытия" можно считать образцово-показательным проектом, наглядно демонстрирующим, что наконец-то столичный арт-рынок четко разделился на искусство высокое и коммерческое. В конце концов, никто и никогда не обсуждал живописные достоинства сто двадцать пятой версии Монро Энди Уорхолла. И продвинутому коммерсанту, решившему украсить свой офис приятными голубыми пятнами или, наоборот, агрессивными пантерами, на количество этих самых красок наплевать. Люди чувствуют себя приобщенными к таинству современного искусства, как это почувствовали господа Карачинский, Кузнецов, Авен, Ежков и Макарон, "лучшие представители столичного бизнеса", совместно с которыми авторы проекта создали главный шедевр экспозиции - чудовищное полотно три на восемь метров. На фотографиях, размещенных здесь же, показан процесс создания картины - бизнес-воротилы со счастливыми улыбками мажут синей и желтой краской по холсту. Одним словом, искусство, наконец, принадлежит народу.

Выбор читателей