Неаполитанское буйство в увядающей Москве

Если у московского зрителя нет никакой возможности проверить топографическую точность каждого пейзажа, ничто не мешает ему наслаждаться пышной итальянской природой в холодной осенней России


ФОТО: museum.ru



В былые времена о путешествии в Италию мечтал любой начинающий художник. Не случайно образовательная поездка в страну, нашпигованную шедеврами древнего искусства, присуждалась в виде высшей наградой самым талантливым и трудолюбивым выпускникам многих художественных академий Европы. Одна беда – многие путешественники не спешили возвращаться на родину: расслабленно тусовались в Париже, бодро покоряли швейцарские Альпы или же просто оседали в Италии, не в силах расстаться с живописным побережьем лазурного моря и колоритными селянками.

Один из таких любителей путешествий родился в 1737 г. в небольшом немецком графстве Бранденбург, в семье придворного портретиста Хаккерта. Получив образование в Берлине, Якоб Филипп Хаккерт исколесил всю Европу. Легкий на подъем, он успевал получать работу у самых щедрых меценатов той эпохи: оформил виллу барону фон Ольтоффому в Померании, исполнил несколько картин и рисунков для короля Швеции Адольфа Фридриха, работал для Римского Папы и даже получал заказы от русской императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича.

Когда русской императрице в 1770 г. понадобился придворный живописец для создания серии картин, прославляющих победу русского флота над турецким под крепостью Чесма, понимающие люди рекомендовали Екатерине II молодого Хаккерта. Считается, что выполнение этого большого заказа сделало художника европейской знаменитостью. В России работы имели такой успех, что для них был создан специальный Чесменский зал в Большом дворце Петергофа под Петербургом, где они хранятся и по сей день. А после визита в Рим наследника российского престола Павла Петровича с супругой, Хаккерт не только регулярно исполнял заказы великокняжеской четы, но и изрядно пополнил художественные собрания лучших представителей русской аристократии: князя Н.Б. Юсупова, графа А.С. Строганова, графа С.Р. Воронцова, князья Д.М.Голицына.

Однако самый плодотворный этап в творчестве художника связан с тем периодом, когда Хаккерт жил и работал в окрестностях Неаполя. Здесь он был представлен местному королю Фердинанду IV, который в те времена был необычайно увлечен строительством и оформлением новой резиденции. Дворец, расположенный в нескольких километрах от небезопасного моря, кишевшего пиратами, возвели в Казерте. Целая армия архитекторов, скульпторов, садовников и оформителей не только продумала шикарную систему фонтанов, уютный английский парк и огромный бассейн для шуточных морских сражений, но и перестроила весь провинциальный городок. Разумеется, к внутреннему убранству дворца Фердинанд относился особенно трепетно.

Примерно в 1788 г. Хаккерт получил официальный королевский заказ на создание серии картин для дворца в Казерте с видами морских портов Королевства Обеих Сицилий. Начало циклу положили произведения, созданные по случаю спуска на воду корабля "Партенопе" на верфи Кастелламмаре - первого военного судна, оснащенного 74 артиллерийскими орудиями. Покончив с кораблем, художник отправился на зарисовки в Апулию, а затем запечатлел такие важные политические события, как возвращение королевской эскадры из Алжира с панорамой рейда Неаполя от Санта Лючии, возвращение короля из Ливорно в Неаполь или папские галеры на фоне Мола ди Гаэта.


Фото: museum.ru

Наконец, в 1790 г. Хаккерт предпринял специальную экспедицию по побережью Калабрии и Сицилии. Результатом этой бурной деятельности стало двадцать монументальных полотен с видами главных портов Неаполитанского королевства, а также огромное количество предварительных эскизов и зарисовок. Семь произведений, исполненных художником для Казерты, представлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на выставке "Неаполитанские образы Якоба Филиппа Хаккерта".

Чтобы малочисленная экспозиция представляла определенный исторический интерес, кураторы постарались собрать на выставке картины с изображением различных стратегически важных точек Неаполитанского королевства. Помимо исторического полотна "Возвращение эскадры из экспедиции в Алжир первого сентября 1784 года" с панорамой Неаполя, сюда вошли вид Мола ди Гаэта - гавани и крепости на берегу Гаэтанского залива, побережье которого называют побережьем Улисса, порт и крепость Манфредонии, расположенной в центральной Италии, и панорама порта популярного ныне курорта Сорренто. Сицилийское путешествие художника представлено изображением греческого театра в Сиракузах, живописными скалами в Ачи Трецца, расположенном на берегу Ионического моря, и видом Мессины, которую, кстати, сам Хаккерт называл одним из самых красивых портов Европы.

Разумеется, подобные произведения приятнее рассматривать в "родном" интерьере, где они удачно гармонируют с роскошными плафонами дворца и с соответствующим видом из окна. Однако, даже если у московского зрителя нет никакой возможности проверить топографическую точность каждого пейзажа, ничто не мешает ему наслаждаться пышной итальянской природой в холодной осенней России. Тем более что, по мнению кураторов проекта, "пространство его пейзажей обладает особой поэтикой, историей и протяженностью во времени, которое течет медленно, располагая к созерцанию и духовному покою".

Выбор читателей