Контекст с пояснениями

В Московском музее современного искусства открылась очередная монографическая выставка Виктора Пивоварова "Едоки лимонов", на которой представлены лучшие работы художника последних лет


ФОТО: museum.ru



В Московском Музее современного искусства открылась очередная монографическая выставка Виктора Пивоварова, подготовленная в рамках совместного проекта музея и галереи XL "Москва актуальная". На выставке "Едоки лимонов" представлены лучшие работы художника последних лет.

Виктор Пивоваров – один из немногих художников эпохи расцвета московского концептуализма, сегодня вполне заслуженно почивающий на лаврах классика. Не столь радикальный, как многие из его соратников и единомышленников, он, тем не менее, уже удостоился персональных выставок в Третьяковской галерее и Русском музее. Более раскрученные в широких кругах Илья Кабаков и Эрик Булатов попали в священные стены позже своего скромного соратника. С другой стороны, Пивоваров, безусловно, самый узнаваемый представитель российского андеграунда. В отличие от того же Булатова, четко разделявшего тяжкие будни книжного иллюстратора и творческие моменты, предназначенные для "высокого искусства", Виктор Пивоваров одинаково выкладывался и в детских книжках, и во взрослых работах. Оформленные им сказки Андерсена, "Тараканище", "Черная курица" и стихи Овсея Дриза подготовили к адекватному восприятию современного искусства целое поколение маленьких читателей. А еще он оказался единственным, кроме Олега Кулика, русским художником, заинтересовавшим могущественную лондонскую галерею Тейт-модерн.


Фото: museum.ru

В широких массах Пивоваров более всего известен скандальным арт-проектом рубежа веков, посвященным Михаилу Горбачеву. По замыслу автора, последний советский генсек был наделен феноменальными художественными способностями и патологической склонностью к запретной авангардной манере. Тогда же Пивоваров своими руками сфабриковал вступительную статью к каталогу "выставки работ М.С. Горбачева" и запустил в прессу "юношеские воспоминания" о совместных занятиях живописью и походах на этюды, о горбачевском эскизе к работе "Похороны Сталина" и его участии в деятельности подпольного художественного объединения "Яуза", о разговорах "за искусство" и непременном распитии высокоградусных напитков. Пресса поверила и оборвала Горбачеву телефон. Изумленный Михаил Сергеевич от богемного прошлого открестился, но в народе, как водится, уже поползли слухи.

Несмотря на то, что Виктор Пивоваров долго жил и работал в условиях советского подполья, его произведения, созданные уже в постцензурную эпоху в сувенирно-пряничной Праге, без всяких усилий вписываются в рамки актуального искусства. И хотя зачастую художник оперирует традиционными, еще советскими образами, дурно одетые граждане неопределенного возраста и уже практически не узнаваемый молодым поколением знаменитый батон за тринадцать копеек не выглядят архаизмами. Впрочем, для тех кто еще не вошел или, наоборот, уже успел выпасть из контекста, предусмотрена специальная статья в каталоге, подписанная загадочным, но таким узнаваемым "Монахом Рабиновичем".

Выбор читателей