Явление художника одной картины

Государственная Третьяковская галерея завершила юбилейный год грандиозной ретроспективной выставкой Александра Иванова, которая почти одновременно была представлена сразу на двух площадках


ФОТО: museum.ru



Государственная Третьяковская галерея завершила юбилейный год грандиозной ретроспективной выставкой Александра Иванова, которая почти одновременно была представлена сразу на двух площадках – на Крымском валу и в старом особняке в Лаврушинском переулке.

Приуроченная к 200-летию со дня рождения художника, выставка является логическим продолжением серии монографических экспозиций, посвященных творчеству крупнейших мастеров русской живописи. Учитывая, что Александр Иванов относится к числу наиболее узнаваемых и любимых народом авторов, подобный проект должен стать достойным завершением юбилейных торжеств.

Сын известного в свое время, но совершенно позабытого ныне художника-классициста, Александр Иванов осваивал азы живописи под чутким руководством отца. Тем не менее он предпочел получить официальное образование в Петербургской академии художеств. Уже первые его самостоятельные картины – "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" и "Иосиф, толкующий сны", - заслужили одобрение преподавателей и были удостоены академических наград.

Одним из самых привлекательных способов поощрения талантливых и усердных учеников считалась образовательная поездка в Италию за счет учебного заведения. В 1830 г. подобной награды удостоился и Александр Иванов. Но, в отличие от большинства коллег, честно возвращавшихся в слякотный Петербург, Иванов предпочел ласковое итальянское солнце и сомнительное будущее "невозвращенца". Именно здесь, в благодатном средиземноморском краю началась его многолетняя и практически бесконечная работа над главной картиной жизни: знаменитое полотно "Явление Христа народу", давно уже ставшее одним из символов русской культуры, было создано в Италии. Масштабное произведение было задумано как "всемирный сюжет", способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество. Художник мечтал поместить своего Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве, и даже написал особый эскиз, предназначенный для алтарного образа храма.


Фото: museum.ru

За исключением нескольких картин, творческое наследие Александра Иванова состоит в основном из подготовительных этюдов и эскизов к главной картине его жизни. Впрочем, лучшие из них давно уже по умолчанию ценятся специалистами как самостоятельные произведения. Поклонники творчества Иванова, не растерявшие последние силы на гигантской экспозиции, развернувшейся в залах новой Третьяковки, имеют возможность еще раз насладиться произведениями своего любимого автора, представленными в старом здании на графической выставке "Библейские эскизы". Серия эскизов на библейскую тему – один из самых поздних проектов художника. Задумав осуществить масштабный цикл росписей, посвященных духовной истории человечества, он создал более двухсот предварительных эскизов к будущей работе. В экспозицию выставки вошло около ста произведений из этой серии, а также эскизы запрестольного образа "Воскресение" для храма Христа Спасителя в Москве, несколько жанровых акварелей конца 1830 – начала 1840-х годов, акварельные пейзажи второй половины 1840–1850-х годов.

На сегодняшний день в фондах Третьяковской галереи хранится крупнейшее собрание работ Александра Иванова - как живописных, так и графических. Около 80 произведений поступило в Галерею при жизни П.М. Третьякова, а 1925 г. в ГТГ была передана большая коллекция из расформированного Румянцевского музея, в том числе полотно "Явление Христа народу".

Выбор читателей