Каждый пишет, как он дышит

Экспозиция "Дневник художника" предлагает вниманию зрителя определенный срез современной художественной ситуации, показанный на произведениях преимущественно самого высокого уровня


ФОТО: museum.ru



В то время когда основной выставочный проект грядущей II Московской биеннале еще находится в стадии подготовки, в залах ЦДХ открылась менее масштабная, но, безусловно, высококлассная экспозиция "Дневник художника", подготовленная галереей Гельмана. Как известно, Марат Гельман сотрудничает только с лучшими из лучших, поэтому в проекте "Дневник художника" задействованы произведения самых актуальных художников наших дней. Никита Алексеев, Татьяна Антошина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Дмитрий Гутов, Александр Джикия, Валерий Кошляков, Олег Кулик, Георгий Острецов, Николай Полисский, Павел Пепперштейн, Авдей Тер-Оганьян, Ольга и Александр Флоренские, Гор Чахал – вот далеко не полный список участников выставки.

Заставляя вспомнить слова Окуджавы "каждый пишет, как он дышит", организаторы выставки не стали перегружать проект тематической концепцией. "Дневник художника", по сути, – каждодневные переживания каждого мастера, которые рано или поздно находят свое отображение в его творчестве. Так считают и кураторы проекта, заявляя: "Пока художник жив, он каждым произведением доказывает свое присутствие, помечает мир любой работой, даже если в ней знаток найдет отсылки к социокультурной истории. Художник метит не только личное пространство, но и большой текст культуры, в котором он ощущает себя соавтором".

При всех очевидных преимуществах, подобный подход к экспонированию произведений современного искусства в наших широтах выглядит чуть ли не революционным. Мы настолько привыкли к тому, что появление даже самой миниатюрной выставки должно непременно быть концептуально оправдано, что исключения делаем только для откровенно коммерческих проектов, собирающихся по принципу "выбор народа". Между тем экспозиция "Дневник художника", являющаяся, по сути, выбором опытного галериста и высококлассного куратора, предлагает вниманию зрителя определенный срез современной художественной ситуации, показанный на произведениях преимущественно самого высокого уровня.

Ретроинсталляция Георгия Остерцова на актуальную тему с элементами насилия и произвола соседствует с очаровательными фигурками Татьяны Антошиной, исполненными в лучших традициях советского агитационного фарфора. Николай Полисский развивает свою любимую соломенно-деревянную тему в новом направлении – бревенчатые конструкции служат обрамлением для мониторов, на которых простые николо-ленивецкие пейзане задушевно рассказывают о том, как они пришли в большое искусство. А буквально напротив обсуждают не менее актуальные и судьбоносные темы участники художественно-интеллектуального проекта "Верю" под руководством Олега Кулика.

Отдельные экспонаты выставки давно и прочно вошли в анналы летописи современного российского искусства. И если обугленные треники и обожженные ноги любителей экстремальных фейерверков вызовут у знатоков лишь кривую усмешку, то посмотреть своими глазами на знаменитый заснеженный город Александра Бродского, отмеченный Венецианской биеннале, действительно стоит.

В целом экспозиция носит спокойный, эстетский характер, что, похоже, соответствует умонастроениям современной арт-тусовки. Эпоха низвержения идолов и шоковой терапии завершилась, и ныне никто не собирается биться головой о стену ради утверждения новых художественных принципов в искусстве. Единственное исключение из правил – герой видеоролика Ильи Чичкана, который как раз именно этим и занимается. Но, увы! – предусмотрительно вооружившись защитным шлемом.

Выбор читателей