Застрявшие шедевры

Кураторы галереи "Школа" и их американские партнеры отказались от услуг посредников, и попытка собрать документы на картины вышла боком – "договориться с таможней" удалось только через три недели




В последние годы в культурной жизни страны произошли весьма заметные изменения. Покупать и коллекционировать произведения искусства, в частности, стало не просто престижно, но модно. Приличные люди должны появляться на вернисажах и международных ярмарках современного искусства не реже, чем на знаменитых альпийских курортах. Ситуация усугубляется тем, что арт-рынок, несмотря на всю свою специфику, остается прежде всего рынком - а значит, местом, куда выгодно вкладывать капиталы. В отличие от постоянно прыгающих цифр валютного рынка, подобные вложения кажутся более фундаментальными. В то же время, произведения искусства принципиально отличаются от нефтяной скважины – природные ресурсы, в конце концов, нужны всегда и всем, а вот угадать, какого художника будут покупать владельцы скважин через 50 - 70 лет, не так-то просто.

Не удивительно, что большая часть современных российских коллекционеров - а их уже набралось столько, что вполне можно говорить о сформировавшейся общественной прослойке, - предпочитают работать с беспроигрышными вариантами. Обладая практически неограниченными возможностями, они привозят в Москву выставки-продажи и проекты-презентации, порой значительно превышающие по качеству материала выставки, которые пытаются сделать государственные музеи. Прекрасным примером тому служит экспозиция произведений крупнейших западноевропейских художников конца XIX - начала XX столетия, открывшаяся в залах московской галереи "Школа".

Произведения, некогда собранные европейским коллекционером, имя которого тщательно скрывается, первоначально должны были стать ярким украшением недавно завершившегося осеннего Антикварного салона. Однако до Салона работы не доехали, застряв на российской таможне. В середине октября стало известно, что ящики с ценным грузом арестованы и содержатся в условиях, мягко говоря, непригодных для произведений живописи.

"Сорок одно произведение искусства почти месяц хранится на складе "Шереметьево-Карго". Это работы Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Хуана Миро и старых мастеров, каждая из которых кроме культурной ценности (подтвержденной соответствующими документами) имеет еще и ясно обозначенную рыночную стоимость. "Натюрморт" Пикассо 1937 г. оценен в $3 млн, "Корзина цветов" Мане – $4 млн, "Маленький голубой локомотив" Лионеля Фейнингера – $1,8 млн", - писали газеты, а журналисты устроили расследование этого вопиющего прецедента. Правда, расследование ограничилось лишь догадками и гипотезами - таможня на контакт не шла и от комментариев отказывалась.

Впрочем, ларчик открывался просто. Как выяснилось, наивные кураторы галереи "Школа" и их американские партнеры отказались от услуг так называемого "официального перевозчика" - одной из немногих в нашей стране транспортных фирм, которые профессионально занимаются перевозом культурных ценностей и имеют свои каналы и способы работы. Попытка собрать документы самостоятельно кончилась для галеристов плачевно - "договориться с таможней" удалось только через три недели.

Утешает лишь тот факт, что замечательная экспозиция, в которую вошли произведения Мане, Матисса, Миро, Ренуара, Пикассо, Тулуз-Лотрека и других, не менее выдающихся авторов, вполне достойна самостоятельной выставки.

Выбор читателей