Россиян закормят "едой Франкенштейна"

Поправки в закон "О защите прав потребителей" устанавливают новые правила маркировки трансгенных продуктов, позволяющие производителям и продавцам безнаказанно вводить покупателя в заблуждение


ФОТО: АР



У российских потребителей немало претензий к качеству товаров и сервиса, но о многих ущемлениях собственных прав они просто не подозревают. Так обстоит дело и с трансгенными продуктами, которые на полках магазинов распознать невозможно.

В силу вступили поправки в закон "О защите прав потребителей", целью принятия которых было заявлено приближение российских потребительских стандартов к европейским. Однако на практике производители и продавцы генно-модифицированных продуктов обрели полную свободу действий в отношении покупателя, фактически получив право не информировать его специальными наклейками на упаковку о том, что приобретаемый им товар содержит ГМО.

Конечно, обновленный закон регламентирует процесс реализации трансгенных продуктов, но весьма специфически: если в законе редакции трехгодичной давности такие товары запрещалось продавать без специальной маркировки, то теперь в обязательном порядке будут маркироваться только те продукты, в которых доля ГМ-компонентов превышает 0,9%.

Каким образом определять это самое процентное соотношение, так и прояснилось. Секретарь Альянса СНГ "За биобезопасность" Виктория Копейкина объяснила "Московскому комсомольцу", что технологически установить содержание ГМО в продукте очень сложно. "Ведь никто не проверяет продукт целиком, берут лишь его кусочек. К тому же еще не решили, как высчитывать содержание ГМО - по количеству ДНК-копий или по весу. Есть и еще одна тонкость: в Европе производитель должен доказать, что эти 0,9% ГМО - неизбежная примесь, которую в продукте заменить нечем. У нас же никто ничего доказывать не обязан".

Кроме того, в странах ЕС процент ГМО в продукте высчитывают, исходя из каждого ингредиента в отдельности, а в России предполагается делать это применительно ко всему объему проверяемого продукта. В Европе, кстати, потребители протестуют против подобного критерия маркировки трансгенных продуктов, но в России волна протеста маловероятна.

Отечественного покупателя все равно обманывают: закон, принятый три года назад, обязывал маркировать продукты с ГМО в любом случае, но многочисленные проверки то и дело выявляли факты нарушения этого требования, причем в большинстве случаев речь шла о товарах, реализуемых через сети супермаркетов. Так что россиянам незаметно "скармливают" генно-модифицированную еду уже не первый год, а теперь этот процесс просто приобретет относительную легальность.

Глава комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмила Стебенкова считает, что тем самым "лоббисты ГМО добились своего. Теперь они будут дурить потребителей по полной программе и не клеить марки на те товары, где есть трансгены".

Принятие поправок в закон "О защите прав потребителей" готовилось уже давно. О новых правилах маркировки трансгенных продуктов несколько лет назад заговорил главный санитарный врач страны, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, опубликовав письмо с рекомендацией установить норму для обязательной маркировки - те самые 0,9%. Прокуратура признала это заявление незаконным, но Закон все равно был обновлен.

Выбор читателей