Бумажные скульптуры

Выставка "Невидимое" в галерее "Проун" посвящена рисункам скульпторов ХХ столетия. Наибольший интерес представляют произведения авторов, которым в первые годы советской власти довелось укреплять линию идеологического фронта "на местах"


ФОТО: proungallery.ru



C древнейших времен скульпторы любили рисовать. Собственно, подготовительный рисунок считался одной из важнейших составляющих сложного процесса создания трехмерной модели. Поговаривают, правда, что великий Микеланджело никаких предварительных эскизов не делал, а стремительно вырубал скульптуру из мраморной глыбы, буквально на ходу придумывая сложный ракурс. В наших северных краях, однако, такой метод был не в чести. Возможно потому, что мрамор на наших дорогах не валяется. Кроме того, художникам порой приходилось иметь дело с очень недолговечным материалом – картоном и гипсом. Рассчитывать на то, что твой шедевр сохранится на века, тут не приходилось. Не удивительно, что многие советские скульпторы все чаще обращались к бумаге и карандашу – в этом доступном и относительно безопасном пространстве они могли не только делать классические штудии, но и смело экспериментировать в рамках авангардной традиции. Подобный опыт оказался актуальным и в наши дни. И дело тут не только в том, что получить выгодный заказ или продать готовую скульптуру не так-то просто. "Скульптурный рисунок" – прекрасная возможность для профанации, когда художник, не имеющий ни малейшего понятия о профессии скульптора, может примерить на себя костюм коллеги.

Выставка "Невидимое", открывшаяся в залах галереи "Проун", посвящена рисункам скульпторов и псевдоскульпторов ХХ столетия. В экспозицию вошли работы Давида Якерсона, Ильи Чашника, Николая Суетина, Василия Ермилова, Сары Лебедевой, Беатрисы Сандомирской, Сергея Кольцова, фотографии скульптур Александра Архипенко, группы АЕС+Ф, Владимира Немухина, Георгия Франгуляна. Кроме того, кураторы включили в проект несколько фотографий, дающих представление о том, как выглядели не сохранившиеся ныне работы отдельных мастеров 1920 - 1930-х годов.

Судя по рисункам, далеко не все художники, претворявшие в жизнь знаменитый "План монументальной пропаганды", были увлечены абстрактными формами. Эскизы Кольцова, Лебедевой и Сандомирской свидетельствуют о том, что их авторы внимательно изучали античные формы. Рисунки Сары Лебедевой, которая, как и Вера Мухина, получила образование в самых престижных студиях Парижа и Мюнхена, отличаются тонкостью и изяществом, в то время как образам русской "почвенницы" Беатрисы Сандомирской неизменно присуща характерная скифская тяжеловесность.

И все же наибольший интерес представляют произведения скульпторов, которым в первые годы советской власти довелось укреплять линию идеологического фронта "на местах". Их скульптуры, создававшиеся из крайне недолговечных материалов и служившие для оформления города во время государственных праздников, дошли до наших дней только в виде помутневших фотографий. Рисунки этих авторов оказались своего рода ключом, позволяющим потомкам открыть истинный масштаб их дарования, понять, в каком направлении мыслили эти художники вне рабочего времени.


Фото: proungallery.ru

Уроженец Витебска Давид Якерсон брал первые уроки у Ю.М. Пэна – учителя Марка Шагала, Лазаря Лисицкого и Осипа Цадкина. Войдя в Московский союз скульпторов-художников, молодой мастер участвовал в столичных выставках, но в 1918 г. вернулся в родной Витебск, где в это время работал главный местный "комиссар искусств" – Марк Шагал. Из эскизов праздничного оформления Витебска ранних советских лет больше всего, не считая работ Шагала, сохранилось проектов Якерсона, который вскоре стал одним из самых ярких членов знаменитого творческого объединения "Уновис". Тогда-то и появились его первые графические серии, в которых художник последовательно разрабатывал пластические мотивы супрематизма. Разумеется, в годы первых пятилеток о беспредметном искусстве пришлось забыть, но работы 1920-х гг., представленные на выставке, в полной мере дают представление о специфике особого "стереометрического супрематизма" Якерсона.

По соседству представлены рисунки коллеги Якерсона по Уновису – Ильи Чашника, работавшего под впечатлением от "архитектонов" Малевича. Судьба этого скульптора сложилась куда мене счастливо – перебравшись в начале 1920-х гг. в Ленинград, молодой художник, более известный широкой публике как автор эскизов по фарфору, скончался в 1929 году.

В непосредственной близости от рисунков скульпторов начала прошлого столетия расположены работы современных художников. Гармонируют ли они друг с другом – вопрос непростой. Однако, по мнению организаторов выставки, рисунки известных Сергея Кольцова и Беатрисы Сандомирской схожи с работами художников группы АЕС+Ф, а образы Франгуляна отсылают к традиции высокого модернизма, визуально "рифмуясь" с рисунками Сары Лебедевой.

Выставка работает до 17 февраля

Выбор читателей