Сама себе режиссер

Французская актриса Жюли Дельпи дебютировала в качестве режиссера в ситкоме, построенном на единственном приеме - "тупой американец в столице мира". Это типичное женское кино, но довольно симпатичное и неглупое

2 дня в Париже (2 days in Paris)
Франция–Германия, 2007
Режиссер: Жюли Дельпи
В ролях: Жюли Дельпи, Адам Голдберг, Даниэль Брюль, Мари Пийе, Альбер Дельпи





Иногда я удивляюсь прокатчикам. Ну посудите сами – зачем выпускать прошлогоднюю комедию всего в трех кинотеатрах, где ее почти никто не увидит, к тому же не предварив сколь-нибудь внятной рекламой. А между тем это режиссерский дебют в полнометражном кино одной из самых красивых французских актрис 1990-х, когда-то подававшей огромные надежды, особенно после фильма Кислевского "Три цвета: Белый". Но судьба Жюли Дельпи на международной арене как-то не сложилась, хотя она сыграла во многих запоминающихся лентах, переехала жить в Калифорнию и даже была претенденткой для статуэтки Марианны – символа Франции, правда, проиграла Летиции Касте. Однако на родине Дельпи остается вполне узнаваемым лицом, что немало способствует интересу к ее разнообразным талантам со стороны инвесторов.

В фильме "Два дня в Париже" она выступила почти во всех ипостасях, кроме, разве что, операторской. Дельпи играет главную роль, пишет музыку – кстати, вполне приличную, сценарий, выступает как режиссер и продюсер. Как почти всякая женщина, берущаяся за столь нелегкое дело, она снимает кино о себе. Говоря широко – о нелегкой бабьей доле в жестоком мире мужчин. В конкретном случае – о романе слегка увядающей французской красотки Мэрион, живущей на Западном побережье, с типичным представителем тамошней богемы в исполнении голливудской звезды второго плана Адама Голдберга.

Любовники едут на пару дней в Париж, чтобы познакомиться с семьей девушки. Трудно сказать, насколько сценарий автобиографичен, но родителей героини играют реальные мать и отец Жюли Дельпи.

Итак, перед нами французский ситком, целиком построенный на одном приеме. Называется он "тупой америкос в столице мира". Подозреваю, что прокатчики именно поэтому обратили внимание на картину спустя полтора года после ее почти незаметного выхода на экраны. Любит наш зритель, с подачи Задорнова, поржать над заокеанским народцем.

Я бы не сказал, что все гэги Дельпи удачные, большинство из них мы уже где-то видели, вроде вбегающих в комнату в самый ответственный момент родителей девушки или в сотый раз обыгранной ситуации языкового барьера, когда янки убеждаются, что их "язык международного общения" в некоторых странах полностью игнорируется, но есть и неожиданные. Самые смешные ситуации, пожалуй, связаны с давнишней конкуренцией цивилизаций. Отсталая, по сравнению с США, старушка Европа продолжает пользоваться градусниками по старинке, засовывая их вовсе не в рот, а скорее в противоположное место, ха-ха. Ну и остальной юмор в том же духе. Не хуже, чем у известных телеюмористов, кстати.

Например, продвинутая Америка приняла все меры, чтобы за восхищенный взгляд или, не дай бог, поцелуй барышни в щечку (если она не твоя официальная партнерша, что подтверждается только свидетелями в суде) можно было схлопотать тюремный срок. Приехав в международное гнездо разврата, американский гражданин убеждается, что, похоже, любой таксист или уже спал с твоей девушкой, или, стоит зазеваться, засунет ей руки (в лучшем случае) куда не следует.

В результате поездки героиню одолевает ностальгия, и она начинает понимать, что конфликт между Старым и Новым Светом проходит по линиям человеческих судеб и что татуировки по всему телу, понтовая борода и модная профессия дизайнера не прибавляют ее избраннику ни толики отвязности французских кавалеров, которые победнее, зато не такие зануды. Культурные коды у нее с американцем разнятся на каком-то очень глубоком уровне. Несмотря на принадлежность к богеме, ее избранник Джек остается типичным бойскаутом, выросшим на мультиках о Баггсе Банни и совершенно не способным понять, отчего французы говорят, будто терпеть не могут "Макдональдс".

Жаль, конечно, что кино, которое снимают бывшие актеры, как правило страдает от огромного числа режиссерских штампов. Постоянный закадровый авторский комментарий выдает режиссерскую беспомощность Дельпи, впрочем, простительную дебютантке. К тому же, даже не зная, что этот фильм снимала женщина, с первых кадров понятно, что это типично гендерное кино, с обилием рюшечек и финтифлюшек, с бросающейся в глаза симпатией к собственному полу, с большим желанием авторши покрасоваться в кадре. Но вместе с тем оно довольно симпатичное и неглупое, а сама актриса обладает особым шармом. А это – редкое явление в кинематографе, заслуживающее если не любви, то внимания.

Выбор читателей