Убийственное очарование "Домового"

В фильме Карена Оганесяна киллер и жертва в исполнении Машкова и Хабенского спаяны в весьма незаурядный тандем, распутать который на протяжении почти двух часов пытается озадаченный зритель

Домовой
Россия, 2008
Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян



ФОТО: domovoyfilm.ru



Второй фильм 30-летнего Карена Оганесяна смело можно назвать его повторным дебютом, настолько сильно он стилистически отличается от довольно скромного "Я остаюсь", запомнившегося лишь пророческой ролью Андрея Краско, не дожившего до озвучания картины.

Хороший сценарий для успеха фильма условие совершенно необходимое, хоть и не достаточное. Конечно, за последние годы зритель подустал от экранных наемных убийц, но, по всей видимости, киллер по популярности до сих пор опережает прочих персонажей. Это не случайно, поскольку "грамотно романтизированный" киллер вбирает в себя все как отрицательные, так и положительные черты главных киногероев - от графа Дракулы до Супермена или Шерлока Холмса. Чтоб два раза не вставать, авторы сценария "Домового" спаяли киллера с жертвой в весьма незаурядный тандем, распутать который на протяжении почти двух часов пытается озадаченный зритель.

Сильно пьющий сочинитель Антон Праченко (его зовут так же, как и реального прототипа, по чьему роману написан сценарий) в исполнении Константина Хабенского при странных обстоятельствах знакомится с профессиональным наемным убийцей по кличке Домовой (Владимир Машков). Последний, как будто списанный со знаменитого Саши Македонского, на глазах сочинителя хладнокровно расстреливает машину с людьми, перед этим попросив у него автограф в книжном магазине.

Шок от увиденного и последующие допросы в убойном отделе придают новый импульс творческой деятельности героя Хабенского, и тот кидается сочинять новый опус. Но сходу получается лишь "очередное г...о", на которое, по меткому замечанию читателя в магазине, "сто рублей тратить жалко". И тут – о удача! Из ниоткуда выплывает тот самый киллер с предложением рассказать некоторые занятные байки о своей профессиональной деятельности. Зачем? На этот вопрос и отвечает все дальнейшее развитие событий, поначалу казавшееся довольно банальным.

После интригующей завязки публике предлагается типичный "производственный роман", наподобие популярных в советское время, когда героями были шахтеры, летчики и прочие "хлеборубы". Нынче времена не те, нам куда интересней наблюдать за ментами, киллерами или проститутками. Собственно, и тогда было бы интересней, но их в стране официально не существовало. И хотя на этом поле сейчас не отметился только ленивый, в "Домовом" не все так просто.

Наш храбрый писатель воодушевляется идеей познакомиться с героем своих романов "в натуре" и под руководством Домового планирует фиктивное заказное убийство, развлекая тем самым своего нового друга и получая взамен неоценимый практический опыт. Неожиданно все предприятие оборачивается большой кровью, от которой теперь не отмыться, поскольку, как известно, вход в мафию рубль, а выход – десять.

Такого рода сюжеты, казалось бы, мы видели много раз, так почему "Домовой" Оганесяна заслуживает того, чтобы о нем говорить? Ну, во-первых, дуэт двух самых популярных российских актеров напоминает о голливудских знаменитых дуэтах, вроде Де Ниро – Аль Пачино или Редфорд – Ньюман. Перед нами испытанный продюсерский ход: зритель любит сопоставлять неоднозначных, тем более отрицательных, героев и выбирать "кто хуже". Во-вторых, сюжет и впрямь довольно лихой. Перед нами редкая для отечественной картины проработка мотивов, тщательное описание деталей, непрозрачность сюжетных поворотов, которые до самого конца остаются завязанными в сложный узел, распутать который не удается вплоть до финала. Плюс, несмотря на кинематографическую суровость и жесткость видеоряда, наличие в картине черного юмора и претензия на аутентичную "киллерскую" философию придают "Домовому" убийственное очарование, достаточное, чтобы не вызвать раздражения у поклонников жанра.


Фото: domovoyfilm.ru

Правда, фильм делится на две неравные части: довольно унылый пролог с описанием жизненных неурядиц слегка аутичного алкоголика – тут Хабенский просто играет своего "непроснувшегося" Городецкого из "Дозора" (даже имя менять не пришлось). Сгущает это уныние совершенно невнятная роль Чулпан Хаматовой, выступающей в качестве возлюбленной писателя. На этом месте могла быть и менее именитая актриса, поскольку высокой ноты в тандем героев она не вносит, ее присутствие нужно авторам для придания фильму совершенно излишнего мелодраматизма. Уверен, если бы в "Домовом" вообще не было женских ролей, он бы дрататургически только выиграл.

С появлением на авансцене убийцы-Машкова кино быстро разгоняется, и тягучий ритм первой части обретает второе дыхание, к финалу превращаясь в цепь насыщенных драматизмом эпизодов. Тут хочется заметить, что сверхпопулярность Хабенского у отечественных режиссеров не идет ему на пользу, он как будто не может сосредоточиться на конкретном образе, то и дело "включая" то одного, то другого персонажа из своих прежних работ. Арсенал его актерских приемов, похоже, постепенно иссякает, что не удивительно при такой нагрузке. Машков же, напротив, играет всегда самого себя, практически не меняя интонации, но его актерская и мужская органика так сильны, что подобные роли как будто специально для него написаны. Ему на руку некоторое противопоставление личного (скорее, отрицательного) обаяния и профессионального мастерства. Это редкий актерский дар, делающий почти любой фильм с участием Машкова любопытным.

Стоит добавить, что авторы "Домового" пытаются оспорить предъявляемый по сюжету главному герою упрек со стороны ментов: ты, мол, пишешь про киллеров, бабки заколачиваешь, а простые люди, начитавшись твоей макулатуры, достают "волыны" и мочат друг друга почем зря. Писатель-преступник так и не сможет противопоставить этому тезису ничего конструктивного. Сама жизнь, казалось бы, доказывает ментовскую правоту. Но трюк режиссера вполне прозрачен: то, что фильмы о наемных убийцах в какой-то степени романтизировали грязную сторону действительности и в кино царит "киллеромания", вполне оправдывается другим важным обстоятельством - триллеры снижают у зрителя тревогу и агрессию.

Может статься, один из миллиона, посмотрев кино про маньяка, пойдет резать соседа (да и то, смотреть надо, на почве чего). Зато у тьмы людей порог агрессии существенно повысится, за них всю черную работу сделает искусство. И будет им благо.

Выбор читателей