Культурные итоги: от кризиса духовного к кризису материального

Уходящий год преподносил ряд вполне обнадеживающих показателей вплоть до начала осени, однако закрепить успех в связи с финансовыми проблемами в стране вряд ли удастся, и зимний сезон круто изменит ситуацию


кадр из мультфильма
"Остров сокровищ"



Финал уходящего года в культурном пространстве ознаменовался большим числом скандалов, инспирированных, в первую очередь, накрывшим страну экономическим кризисом. Самый громкий, не утихающий до сих пор – раскол в Союзе кинематографистов. Ситуацию, поначалу казавшуюся вполне безоблачной – "мягкий" уход со своего поста Никиты Михалкова, прочившего на свое место то одного, то другого соратника (последний и наиболее вероятный кандидат – актер Михаил Пореченков), с тем чтобы оставить СК подконтрольным, но не мозолить глаза завистникам и не морочить самому себе голову, – неожиданно осложнил мощный афронт самому успешному и маститому российскому режиссеру в среде кинематографистов старшего поколения.

Как только Михалкова стали активно вытеснять с поста председателя Союза, который ему в последние год был не так уж и нужен, он, как человек гигантского самолюбия (впрочем, далеко не беспочвенного), решил обострить ситуацию до предела, объявив собрание нелегитимным. Вновь избранному председателю, патриарху советского кино Марлену Хуциеву, по всей вероятности, придется провести будущий год в залах судебных коллегий, поскольку формально аргументы у команды Михалкова довольно весомые.

Самое неприятное в данном скандале, что, глядя со стороны, объективно занять чью-то сторону довольно сложно, поскольку на обеих чашах весов достаточно серьезные доводы. Невозможно отрицать тот факт, что за годы правления Михалкова, получившего свой пост в период коллапса в русском кино, как минимум количественные показатели отечественного проката выросли на порядок. Вместе с тем авторитарный стиль управления, весьма пренебрежительное отношение ко всем, кто не входит в его "команду", скандалы по поводу спорной собственности СК, вроде печально знаменитого изгнания Музея кино из здания Киноцентра, падение международного престижа ММКФ до уровня клубного киносмотра и, особенно, явная оппозиция "михалковщине" в среде молодых кинодеятелей сыграли свою негативную роль, не оставив надежды на мирное разрешение конфликта. Союз кинематографистов, скорее всего, постигнет участь прочих творческих организаций, таких как Союз писателей, композиторов и т.п., некогда имевших огромное влияние на жизнь интеллектуального сообщества страны, а ныне существующих в виде профсоюзов с неопределенным статусом, худо-бедно распоряжающихся остатками былой роскоши в виде полуразрушенных "домов творчества".

Уходящий под знаком кризиса год нанес существенный урон отечественной мультипликации: в настоящее время заморожен проект студи "Пилот" "Гора самоцветов", на улице оказались десятки невостребованных аниматоров, а найти деньги на новые авторские проекты стало практически невозможно. Анимационный цех, который и раньше не был избалован материальной поддержкой, нынче испытывает беспрецедентные трудности с финансированием.

До кризиса можно было говорить о фестивальном театральном буме, случившемся в отсутствие ярких событий местного значения. Только с начала осеннего сезона столичная публика имела возможность посетить фестивали "Новая драма", "Территория", "Сезон Станиславского", международный фестиваль моноспектаклей "Соло", детские фестивали "Гаврош" и "Большая перемена", масштабные гастроли Малого драматического театра Льва Додина, приезд миланского "Пикколо" и краковского Старого театра, фестиваль "Новый европейский театр". Вряд ли будущий год порадует таким обилием, хотя существуем мнение, что периоды экономического спада стимулируют творческую активность художников.

Одним из значительных событий минувшего года в культурной сфере стало очередное назначение на министерский пост. Сменивший в мае "консерваторца" Соколова бывший посол во Франции Авдеев вплотную занялся Большим театром, в результате чего прогнозируемое на следующий год открытие основной сцены отодвинулось на непределенный (как минимум на год) срок.

Помимо этого приход "новой метлы" ознаменовался сильнейшей кадровой встряской: художественных руководителей поменяли почти все ведущие столичные театры. Должность главного балетмейстера ГАБТа вместо ушедшего Ратманского занял мастодонт советской эры Григорович, под чьим руководством балет Большого с 1964 по 1994 гг. был "впереди планеты всей". Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко также обзавелся новым худруком: им стал премьер Большого театра Сергей Филин, который по такому случаю обязался с танцами "завязать".

Пока рано делать какие-либо окончательные выводы из назначения дипломата на место министра, хотя очевидно, что от смены первого лица Минкульта никакого существенного улучшения в этой сфере не наметилось.

Впрочем, заведовать культурой в стране, где, несмотря на привычные реляции властей по поводу "великой русской культуры" культура эта десятилетиями финансируется по остаточному принципу, все равно что пытаться ехать на старой, но дорогой машине без бензина, и упрекать водителя тут бесполезно.

Прошедший культурный год преподносил ряд вполне обнадеживающих показателей вплоть до начала осени, хотя закрепить успех в связи с финансовыми проблемами в стране вряд ли удастся, и зимний сезон круто изменит ситуацию. Нам же остается надеяться, что этот процесс не будет носить системного характера.

Выбор читателей