Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: moscowfilmfestival.ru |
В основном конкурсе в этом году соревнуется знаменитые российские режиссеры (Муратова, Шахназаров, Досталь, Прошкин) с малоизвестными иностранными. И тут интриги, скорее всего, не будет. Я очень удивлюсь, если представленный Олегом Табаковым и Ренатой Литвиновой как "гениальный" фильм "Мелодия для шарманки" Муратовой не получит главный приз. На этом уровне в нашей стране снимает еще пара – тройка человек, и все они ровесники 75-летней Киры Георгиевны. Хотя вот написал "стране" и тут же поймал себя за язык: фильм-то украинский, режиссер живет в Одессе и снимает на деньги своей страны, но русских актеров и, в общем, функционирует в постсоветском пространстве, о котором рассказывает трагические истории.
Лента повествует о путешествии двоих беспризорных сирот, брата и сестры, в страну мертвых и является калейдоскопом новелл о "новоукраинских" типажах, с тем же успехом считающихся "новорусскими". Несколько месяцев режиссер отсматривала реальных беспризорников, но в результате на главные роли выбрала школьников из благополучных семей, так как нарушения психики брошенных детей настолько необратимы, что долгий процесс съемок они выдержать не в состоянии.
Хотя в кадре присутствуют настоящие бомжи, этот "фирменный" муратовский контингент, и даже, по рассказам, съемочную площадку приходилось дезинфицировать, все основные, они же эпизодические (главные только у детей) роли – у ее любимых актеров, от Нины Руслановой до той же Литвиновой. Снимая всю жизнь один длинный фильм, Кира Муратова все равно идет от одной вершине к другой, оставляя большинству коллег лишь констатировать, что этот уровень вряд ли удастся превзойти. Правда, ее трагическое отношение к жизни с годами усугубляется, что создает впечатление тотальной безысходности, но, когда видишь рыдающих после просмотра зрителей, становится ясно, для чего вообще цивилизации нужен кинематограф.
Кроме основного конкурса, в котором (и тут снова стоит отдать должное программной дирекции фестиваля) соревнуются лишь премьеры, то есть фильмы нигде пока больше не участвовавшие, что повышает статус смотра, на 31-м ММКФ проходит конкурс "Перспективы", где демонстрируют работы дебютантов. Вообще, идея сделать московский фестиваль эксклюзивным, как когда-то, давно витает в воздухе, и привлечение таких специалистов, как Кирилл Разлогов в качестве руководителя и главного отборщика, само по себе достижение михалковской команды.
Несмотря на принципиальное несовпадение взглядов той же Киры Муратовой и нашего главы Союза кинематографистов (вплоть до отказа лично представлять свой фильм на конкурсе), все отмечают дрейф ММКФ в сторону большего профессионализма, прекращение местечковой "купеческой" эйфории предшествующих лет и даже (о чудо!) гораздо большей лояльности организаторов к прессе и зрителям. Тупых церберов в дверях главного зала кинотеатра "Октябрь" сменили на вполне адекватных молодых людей, которым дан приказ обращаться с публикой как с дорогими гостями, а не как с назойливыми лохами, мешающими барам веселиться.
Кроме всего прочего, на ММКФ показывают основные премьеры минувших Канн и некоторых призеров и номинантов "Оскара", которые не выйдут в прокат. Если фильмы Михаэля Ханеке, Ларса фон Триера и Жака Одияра, как призеров или хедлайнеров главных мировых фестивалей, скорее всего, будут в прокате, то камерная лента автора "Молчания ягнят" Джонатана Дэмме под названием "Рэйчел выходит замуж" вполне может считаться фестивальным сюрпризом. А поскольку программа весьма насыщенная, фильмы идут с утра до ночи, публика может увидеть мощный срез современного мирового некоммерческого кино, что придает особую ценность всему форуму.
Одним из сюрпризов для меня стало то, что на некоторые показы в качестве зрителя приходил сам президент фестиваля в неизменной капитанской фуражке. И что немаловажно, это были маленькие залы, где демонстрировалось совсем уж некоммерческое кино – документальное. По словам Никиты Михалкова, на ММКФ в дальнейшем планируется организовать также и конкурс документальных фильмов, поскольку интерес к этой области искусства весьма велик, особенно среди профессионалов. Оба неигровых фильма, что мне удалось посмотреть (как вы понимаете, всю программу отсмотреть физически невозможно), произвели большое впечатление.
"Человек на проволоке" Джеймса Марша рассказывает о французском канатоходце Филиппе Пети, прошедшем в 1974 г. между башнями-близнецами взорванного 11 сентября Всемирного торгового центра. Все события того времени, рассматриваемые через призму последующей истории, кажутся совершенно сюрреалистическими, но факт остается фактом: молодые парижане тайно пронесли на крышу ВТЦ специальное оборудование, и циркач-эквилибрист Пети танцевал в течение 45 минут на 400-метровой высоте. Без страховки и под камеры журналистов в центре Нью-Йорка. Сразу после этого Пети попал в дурдом и тюрьму, но был отпущен за отсутствием состава преступления, о чем вспоминает во всех подробностях. Кстати, до этого он демонстрировал чудеса высотной эквилибристики на башнях собора Нотр Дам де Пари, в Австралии на самом высоком мосту и т.п. И все это тщательно фиксировалось на пленку, которую авторам удалось по крупицам собрать, в том числе, и в полицейских архивах.
Фото: moscowfilmfestival.ru |
Из прыщавого подростка Рене постепенно превращается в профессионального вора-рецидивиста, покрытого с ног до головы тюремными татуировками, в основном неприличного содержания. Полтора часа мы наблюдаем, как мировоззрение таких людей с годами практически не меняется. Это все тот же одинокий, полубезумный наркоман, социопат с душой поэта, основным постулатом философии которого является – делать все, чтобы быть свободным от мира и, не дай бог, не работать. Фильм обрывается на очередном выходе героя на свободу, и всем ясно, что эта история ничем позитивным не закончится.
Остается сказать, что 31-й ММКФ, программа которого насчитывает несколько сотен картин, остается главным кинособытием в России. Его статус постепенно претерпевает изменения. После развала СССР фестиваль был вынужден отказаться от пафосного советского мейнстрима в пользу регионального смотра с восточноевропейским уклоном, но теперь, вполне возможно, станет фестивалем независимого кино международного уровня. Во всяком случае, в нынешнем году налицо привлечение в команду профессионалов, заботящихся о престиже "важнейшего из искусств" куда больше, чем о формальном поддержании реноме "фестиваля группы А". Всем давно понятно, что конкурировать с Каннами, Венецией или Берлином в отношении кинорынка Москва не в состоянии. Хорошо, что мы хотя бы можем соревноваться в малоизвестном, но качественном кино.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт