Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Гарри Поттер и Принц-полукровка (Harry Potter and the Half-Blood Prince) США–Великобритания, 2009
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Хелена Бонэм-Картер, Алан Рикман
|
Девицы являют образцы благовоспитанности, юноши – рыцарства, а половая сфера подростков стыдливо прикрыта фиговым листком политкорректности и викторианской чопорности. Это выглядит настолько нарочито, что даже Ватикан не выдержал и отозвался. Но положительно, мол – вот да, такой квиддич нам нужен. Рэдклифф, Грин и Эмма Уотсон, чьи фотографии "в миру" давно обошли все глянцевые журналы, в экранизации шестой книжки предстают в образах невинных овечек, способных, даже будучи одурманенными приворотным зельем, разве что подвывать на луну и корчить слюняво-умильные рожи. Впрочем, комический эффект от этих нарочитых ужимок и прыжков – сознательный режиссерский ход, дабы избежать обвинений в слащавости.
Вообще, стоит признать, что Дэвид Йейтс, которому доверяют уже второго "Поттера", а также завершающие эпопею седьмой и восьмой фильмы, оказался вполне добротным ремесленником, бережно относящимся к культовому тексту. По крайней мере, ему удается передать основные мотивы поттерианы, не вызывая у поклонников саги Роулинг активного противления и отторжения. Фильм, в котором еще больше 3D-эпизодов, чем в предыдущем (смотрите в IMAX), трудно назвать выдающимся. Я бы даже не рискнул назвать его хорошим, но он удачно вписывается в общий контекст и является составной частью субкультуры, принесшей ее создателям баснословные барыши.
От разветвленного детективного сюжета в "Принце-полукровке..." осталось лишь воспоминание, он лишен каких-то невиданных поворотов и неожиданных эффектов, не следует по традиционному пути нагнетания саспенса с последующей развязкой, но такова и литературная основа: Роулинг по мере взросления персонажей превращает повествование во все более осмысленную "человеческую комедию" в бальзаковском смысле. Теперь перед нами не столь инфантильная история, где добро обязательно победит зло, а нечто промежуточное; действо, все более напоминающее психодраму.
Во-первых, публика уже не так активно сочувствует главному герою, чья привлекательность уступает (даже внешне) некоторым отрицательным героям. Это создает интригу, тем более что в подобных эпопеях с течением времени плюсы меняются на минусы и буквально у каждого злодея есть свои фаны. Я лично знаю взрослых людей, чьи коллекции дорогостоящих статуэток этой франшизы могут быть предметом отдельной статьи.
Во-вторых, в нарушение общепринятых канонов детской литературы, Роулинг начала тяготеть к шекспировским развязкам, что, кроме всего прочего, позволяет говорить о ней как о выдающемся авторе и придает феномену когда-то нищей учительницы, а ныне самой богатой женщины Британии большую осмысленность.
Если говорить о киноэпопее в целом, в "Принце..." налицо явное снижение уровня напряжения. Почти исчезла волшебная атмосфера, хотя появились юмор и фривольность. Некоторые сцены скопированы из предыдущих серий, а то и прямо позаимствованы у конкурентов, особенно у "Властелина колец".
То, что фильм выходит без агрессивной рекламы, свидетельствует, что он адресован тем, кто знает, чем все закончилось. Так как основные события развернутся в финальной части, которую покажут в 2010 – 2011 гг., личная трагедия некоторых промежуточных (хотя и весьма влиятельных) персонажей сегодня мало кого трогает, что делает кино скучноватым: ни тебе драк впечатляющих, ни интересных гаджетов, ни способностей каких невиданных.
О невинных поцелуйчиках в углу и говорить нечего: дети их смысла не понимают, родители – не верят.
Но это все замечания для тех, кто книжки не читал. Среди основной массы зрителей, которые разорятся на билет, таких не так уж много. Для поттероманов шестая экранизация означает не только медленное, но верное движение к известной всем развязке (и с этой точки зрения лучше книжку не читать), но и закономерное затишье перед бурей.
Если бы перед нами был телесериал, то "Принца-полукровку..." можно было бы назвать "прыжком через акулу" (jumping the shark). Этим термином обозначают серию, когда в силу понятных закономерностей интерес зрителей резко падает, и, чтобы его разжечь, приходится вводить сцены секса и насилия.
Но мы все-таки верим, что кульминационные картины, которые полным ходом снимаются в голливудских павильонах, не имеют права разочаровать миллионы поклонников, поэтому отнесемся к предпоследней истории снисходительно. Окончательные выводы – впереди.
В прокате с 16 июля
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт