Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
В то же время, парадоксом сложившейся ситуации становится то, что для стран ЕС рецессия может оказаться желанным подарком. Поскольку только в этом случае они смогут безнаказанно увеличивать бюджетные расходы после создания союза бюджетной стабильности.
Напомним, что на состоявшемся в декабре прошлого года саммите Евросоюза лидеры ЕС с подачи Германии и Франции договорились о создании союза бюджетной стабильности на основе договора, предполагающего ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемами госдолга. Категорически против высказалась лишь Великобритания. Париж и Берлин рассчитывают, что соответствующий договор будет подписан до конца зимы (особенно торопит с этим делом Николя Саркози, которому нужно успеть набрать очки до президентских выборов). В конце прошлой недели в ходе многосторонних переговоров были согласованы основные принципы и почти все детали будущего соглашения. Как ожидается, оно будет представлено на рассмотрение министров финансов стран ЕС уже 29 января. Правда, у многих стран-членов могут возникнуть проблемы с ратификацией, но для его первоначального запуска достаточно будет девяти согласных. Предполагается, что это должно произойти к 2013 году.
Договор позволит странам-участницам увеличивать бюджетный дефицит выше 3%-го лимита в случае сильного экономического спада в регионе. В любом другом случае нарушение бюджетной дисциплины будет караться, причем автоматически.
До сих пор за несоблюдение критериев участия в Европейском валютном союзе его члены тоже должны были нести наказание. Но это только в теории: на практике санкции, установленные десять лет назад Пактом стабильности, не применялись ни разу. Дело в том, что для наказания нарушителя бюджетной дисциплины требовалось единогласное решение остальных стран-членов еврозоны, добиться которого было практически нереально. К тому же первым нарушителем в те годы стала Германия, долго настаивавшая на принятии Пакта стабильности, и никто не осмелился испытать на ней этот "кнут". С тех пор он так и не побывал в действии, хотя поводов было предостаточно.
Теперь наказывать нарушителей бюджетной дисциплины станет проще, хотя полностью "автоматизировать" эту процедуру никто не собирается. В случае выявления факта превышения какой-либо страной установленных лимитов дефицита казны Еврокомиссия должна будет внести соответствующее предложение, и если большинство стран-членов валютного союза не проголосуют против, то штраф будет наложен. При этом сами условия станут жестче: дефицит не должен превышать 0,5% номинального ВВП страны. Лишь страны с уровнем госдолга значительно ниже лимита в 60% ВВП (а таких в ЕС осталось очень немного) смогут позволить себе несколько больший дефицит (какой – пока не уточняется). Уважительной причиной для "временного отклонения" от бюджетных критериев еврозоны могут стать только "экстраординарные события", которые страна не в состоянии контролировать, или же "сильная рецессия" в Евросоюзе.
Не очень сильная, но все же рецессия может начаться в ЕС уже в этом году. В своем последнем прогнозе в декабре Европейский центральный банк заложил "вилку" по динамике ВВП еврозоны от роста на 1% до спада на 0,4%. Спад предсказали и большинство видных экономистов, опрошенных накануне Нового года ВВС. По наблюдениям The Wall Street Journal, новогодние обращения европейских лидеров к своим нациям на этот раз содержали призывы быть готовыми к трудностям. В последние месяцы прошлого года экономическая активность в еврозоне неуклонно снижалась.
Тем временем долговой кризис в Европе далек от разрешения: проблемным странам еврозоны по-прежнему трудно (если вообще возможно) остановить растущий снежный ком своих долгов и вернуть доверие рынков. В частности, многие эксперты (и даже МВФ) склоняются к тому, что меры по реструктуризации долгов Греции, принятые на саммите ЕС в октябре и еще не реализованные, окажутся недостаточными для предотвращения дефолта в этой стране. О такой угрозе во всеуслышание говорит греческий премьер Лукас Пападемос, а Меркель и Саркози не исключают выхода Греции из еврозоны.
Португалию ожидает сокращение ВВП более чем на 3%. Италии грозит стагнация. В последние недели ей удалось немного выправить положение в экономике и в некоторой степени вернуть доверие рынков. Но это был, скорее, психологический эффект от смены на посту премьер-министра одиозного Сильвио Берлускони на беспартийного экономиста и бывшего еврокомиссара Марио Монти. Тем временем государственный долг в €1,9 трлн (125% ВВП страны) никуда не делся, а стоимость кредитов балансирует на грани критических 7% годовых. Тем не менее Монти уже на равных присоединился к европейскому тандему под названием "Меркози", и теперь судьбу еврозоны решает тройка европейских лидеров.
Этот год станет для еврозоны решающим. Страны-члены могут просто не успеть с созданием фискального союза: не исключено, что еврозона развалится раньше.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт