Россию спасет только нефтяной фарт

Эксперты прогнозируют, как будет развиваться ситуация в экономике после возвращения Путина в Кремль и как будет действовать новая власть, если страну накроет вторая волна кризиса


ФОТО: AP



Выборы президента РФ завершились победой Владимира Путина. Как после его возвращения в Кремль будет развиваться ситуация в экономике и как будет действовать новая власть, если Россию накроет вторая волна кризиса? На эти вопросы отвечают эксперты, опрошенные корреспондентом "Yтра".

Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий:
Я был в целом ряде регионов, присутствовал на встрече малого и среднего бизнеса с властью. Ничего положительного бизнес не сказал. Он зажат, он не может работать, за последние два – три года давление на бизнес резко увеличилось. Если власть это уже поняла в процессе выборов, то она, может быть, и будет делать некоторые шаги. Если не поняла, то нам предстоит дальнейший отток капитала и ослабление экономики. Единственное, что может дать этому противовес, – стабильно высокие цены на нефть, которые от нас не зависят. Но при малейшем падении цен на нефть, скажем, до $90 – $95 за баррель, страну ожидает системный кризис. Потому что социальные обязательства назад не ходят. А мы уже надавали социальных обязательств на $90 за баррель.

Но я надеюсь, власть все же сделает правильные выводы. Все-таки почти 10% избирателей проголосовали за Прохорова, а три самых крупных города (Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург) вообще поставили его на второе место.

Кризисы сейчас возможны разные, и они будет различаться по своим последствиям и по действиям власти. Первый вариант: кризис, сопряженный с кризисом финансовой инфраструктуры рынка. В этом случае сохраняются достаточно высокие цены на нефть и газ. Идет просто некое оздоровление и изменение финансовой инфраструктуры рынка. В чем-то подобный кризис даже полезен. Но здесь реакция власти будет такая же, как была: вливание в банковскую систему. Это усугубит отток капитала и наши возможные кризисы безотносительного мирового. Второй вариант – кризис, сопряженный с резким падением цен на нефть. Если это случится достаточно быстро, здесь даже разумная власть не успеет ничего предпринять. И это будет очень тяжело для России, с непредсказуемыми последствиями. И третий кризис – системный: небольшое падение цен на нефть, не критичное для мировой экономики, но ощутимое для России. Вот здесь мы будем вынуждены искать разумный выход. При таких же действиях власти, как прежде, если кризис будет сопровождаться еще большим противодействием бизнесу, обдиранием его в пользу социальных гарантий, нас ждут очень тяжелые последствия. Если мы не поменяем нашу экономическую политику, кризис случится обязательно, вопрос лишь в том, будет он пологий или резкий. Отток капитала, который продолжается, не может не привести к рецессии. И это даже страшнее, потому что резкий кризис оздоровляет, а вот рецессия – нет.

Павел Медведев, доктор экономических наук, депутат Госдумы предыдущего созыва:
Думаю, для того, чтобы события развивались благоприятно, придется проводить очень серьезную экономическую реформу. Вопросы социальной и военной нагрузки после выборов будет относительно легко решить. На зарплаты военным придется тратиться, и я, кстати, это одобряю. А вот на подводную лодку, наверное, не придется. Труднее решить вопрос с бизнесом. Главное, что требуется сделать, – освободить его от нелегальной нагрузки. В мои депутатские годы эта была основная жалоба бизнеса, особенно мелкого и среднего. На налоги, на легальный прессинг, за редким исключением, не жаловались, а на коррупцию – очень сильно. Такое впечатление, что за последние два – три года она изрядно увеличилась. Было несколько случаев, когда мне бизнесмены сообщали, что уходят за границу, причем, в Белоруссию. Два человека поведали мне об этом на пике кризиса белорусского, и я им сказал, что сейчас уходить нельзя – мало того, что кризис, так еще там с них взятки будут брать. А они мне простодушно ответили, что им уже назначили взятки, и они чуть ли не на порядок ниже, чем в Москве. При этом, по словам их знакомых оттуда, эти взятки нормируются, а в Москве не нормируются: сегодня цена может быть одна, завтра – уже другая.

Боюсь, что реагировать на кризис так, как в 2008 г., уже будет нельзя. А до того момента, когда нефть станет дешевой, осталось не так много времени. Очень плохо экономика развивается в мире. Когда ситуация в Иране, смена арабских режимов и другие "мелкотравчатые" факторы перестанут воздействовать на ситуацию, нефть, если и не подешевеет, то, скорее всего, перестанет дорожать. А у нас бюджет держится не просто на дорогой, а на дорожающей нефти. Боюсь, что надо будет торопиться. Но такое впечатление, что Путин понимает напряженность ситуации и какие-то усилия предпримет. А уж насколько они будут удачными – это другой вопрос.

Андрей Нечаев, президент банка "Российская финансовая корпорация", экс-министр экономики РФ:
Как будет развиваться ситуация в экономике, зависит от того, как Путин будет проводить политику. Безусловно, ему предстоит решить, причем за сравнительно короткое время, целый ряд очень серьезных задач, таких, как реформа пенсионной системы, которая находится в крайне тяжелом положении. Практически не начата реформа ЖКХ. Нужно завершать реформу армии, и стоит вопрос о том, в состоянии ли наш бюджет профинансировать те деньги, которые были обещаны на оборонный заказ и вообще на оборонную деятельность. В общем, куда ни кинь, всюду клин, потому что до этого 11 лет были потеряны напрасно, несмотря на то что была крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и все эти болезненные и, безусловно, непопулярные реформы, можно было проводить более спокойно и с меньшими издержками.

Где-то придется начинать практически с начала, где-то в гораздо худшей ситуации, чем она была несколько лет назад, как в случае, например, с пенсионной реформой. В любом случае достаточно быстро нужно будет какие-то меры предпринимать, потому что ситуация с бюджетом далеко не безоблачная. Он балансируется при $115 за баррель. Совершенно нет гарантий, что такая цена сохранится. Поэтому нужно либо повышать налоги, что крайне затруднительно с политической точки зрения, да и бизнес уже и так задавлен налогами, либо пересматривать расходную часть бюджета. Непосредственно перед выборами и задолго до этого государство приняло на себя огромное количество обязательств, и не все они могут быть реализованы. Поэтому нужно расходные обязательства государства подвергнуть ревизии и выстроить приоритеты, соотнеся их с реальными финансовыми возможностями страны.

Если будет серьезный кризис и, в частности, падение цен на нефть, то на первом этапе наверняка власть начнет тратить еще имеющиеся резервы. А потом придется, конечно, пересматривать расходные обязательства. Пока у нас все-таки нет оснований говорить о том, что кризис, если он вообще случится, будет сопоставим по масштабам с тем, что произошло в 2008 году. Но, безусловно, какую-то дорожную карту, план действий на случай, если кризис будет усугубляться, правительству нужно разработать и потом реализовывать.

Выбор читателей