В Минфине подрастает Кудрин-2

Антон Силуанов вынужден примерить на себя имидж предшественника. Получится у него это или нет, и чем закончится битва всемогущего главы РЖД и "Кудрина-2", можно только догадываться


Антон Силуанов. Фото из архива ИТАР-ТАСС



Предложенное Владимиром Путиным использование средств из долгосрочной "кубышки" страны – Фонда национального благосостояния (ФНБ), похоже, вызывает все меньше восторгов в Минфине.

В среду глава ведомства Антон Силуанов в очередной раз заметил, что увеличивать число инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств ФНБ, неразумно. Последствием наращивания такого инвестирования может оказаться нехватка резервных накоплений на другие важные цели. "У нас средства ФНБ – стабилизатор для проведения пенсионной реформы, – заявил Силуанов. – Если будем и дальше эти деньги брать, есть риск, что в случае реализации пенсионной реформы, может быть, это потребует дополнительного ресурсного обеспечения, у нас таких ресурсов не будет". По его словам, оставшиеся средства ФНБ лучше размещать в более доходные ценные бумаги.

Занимаемой позицией министр финансов напомнил своего предшественника Алексея Кудрина, также всеми возможными способами препятствовавшего расходованию резервных накоплений на текущие проекты. При этом Кудрину всегда удавалось быть настолько убедительным, что его рекомендациям на протяжении многих лет внимали президенты Путин и Медведев.

С его уходом из правительства Минфин растерял былую непреклонность. По решению президента 450 млрд руб. из средств ФНБ предполагается направить на реализацию трех масштабных инфраструктурных проектов: строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, а также модернизацию Транссиба.

Примечательно, что все три проекта относятся к сфере транспорта, причем два из них – к транспорту железнодорожному. По всем расчетам, львиная доля финансирования из ФНБ достанется железнодорожникам. Самым дорогим должно стать строительство магистрали Москва – Казань (порядка 1-1,2 трлн руб.), далее следует модернизация Транссиба (300 млрд руб.) и строительство ЦКАД (200 миллиардов). Финансирование из ФНБ предполагается осуществлять пропорционально стоимости каждого из проектов, недостающие средства должны быть привлечены от частных инвесторов.

Однако аппетиты железнодорожников, похоже, не ограничиваются уже озвученными суммами. По мнению РЖД, деньги должны быть направлены на модернизацию не только Транссиба (который действительно в этом нуждается), но и Байкало-Амурской магистрали. Как заявил в апреле на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока глава РЖД Владимир Якунин, речь может идти только о двух магистралях сразу. По его словам, взаимоувязанное развитие БАМа и Транссиба обусловлено экономической эффективностью использования средств.

Предложение включить в список проектов, финансируемых за счет резервных средств, еще и модернизацию БАМа, министру финансов определенно пришлось не по душе. "Если мы сейчас все это "размажем по тарелке", то не получим никакого эффекта. Надо смотреть возможности нашего фонда, в том числе по БАМу", – заявил Силуанов.

Таким образом, сегодня мы становимся свидетелями достаточно интересной ситуации. С уходом из Минфина Кудрина заинтересованной стороне удалось получить доступ к резервам государства. Позицию железнодорожного ведомства понять несложно. Действительно, модернизация железных дорог Сибири и Дальнего Востока должна проходить одновременно и БАМ целесообразно приводить в порядок вместе с Транссибом. Однако это потребует уже совершенно иных сумм по сравнению с уже озвученными. Самое же интересное заключается в том, что из ФНБ на модернизацию железных дорог выдается лишь часть необходимой суммы. Остальное, как предполагается, должны внести частные инвесторы. В свою очередь, довольно трудно поверить в то, что найдется достаточное количество желающих вложиться в проект с окупаемостью, исчисляемой десятилетиями, к тому же в одной компании с государством и близкими к нему РЖД. Из этого следует, что с частным инвестированием могут возникнуть определенные сложности, после чего, по всей вероятности, РЖД будут вынуждены снова обратиться к государству за недостающими деньгами.

Силуанов все это прекрасно понимает. Чтобы не лишиться значительной части ФНБ и не получить в обозримом будущем коллапса пенсионной системы или кризиса ликвидности, ему не остается ничего иного, как примерить на себя имидж предшественника. Получится у него это или нет, и чем закончится битва всемогущего главы РЖД и "Кудрина-2", сегодня можно только догадываться.

Выбор читателей