Человек, который бросил вызов океану

Не умея плавать, он построил плот и пересек на нем Тихий океан. Своими путешествиями он доказывал самые немыслимые теории, которые не хотели признавать ученые, зато признавали тысячи советских мальчишек

Совершенно не умея плавать, он построил плот и пересек на нем Тихий океан. Потом лодку, на которой покорил океан Атлантический. Затем была парусиновая лодка в Персидском заливе и путешествие на остров Пасхи. Своими отчаянными путешествиями он пытался доказать самые немыслимые теории, которые никак не хотели признавать ученые, зато признавали тысячи мальчишек и девчонок, среди которых Тур Хейердал слыл настоящим кумиром.

Ученых, недолюбливавших его, кстати, можно понять: Хейердал был вообще не про науку. В то время, когда политики в разных странах мира вели холодную войну, а "великие умы" строили ракеты и мечтали о покорении космоса, конструировали атомные подводные лодки и изучали разрушительную силу ядерного оружия, этот странный норвежец собирал интернациональные команды на своих утлых плотах и лодочках и покорял целые океаны. Причем делал это с присущей ему нордической невозмутимостью, не поведя даже бровью. Ради чего? Да просто ради приключений, ради того, чтобы легенда о человеческом бесстрашии не канула в Лету. И, что удивительно, в своей параллельной реальности он процветал. Однако, обо всем по порядку.

Все началось, когда юному норвежцу было 10 лет и он построил в сарае родительского дома археологический музей, сделав в нем главным экспонатом гадюку. В 20 - объявил отцу, хозяину пивоваренного завода, что не будет продолжать его дело, после чего отправился в Полинезию, изучать ее историю и культуру. В 22 вместе с молодой женой Лив Кушерон-Торп отправился сначала на Таити, где месяц жил в доме таитянского вождя, а затем - на остров Фату-Хива.

Дело было в 1937-м. Тур и Лив только поженились, и поездка во французскую Полинезию с жильем в перекошенной хижине стала их медовым месяцем. Будучи активным противником цивилизации, Хейердал хотел немного пожить в гармонии с природой, насладиться ее нетронутой девственностью. Мог ли он предположить, что через сто лет такое времяпровождением станет модным, а покорителей Таиланда и любителей Бали, возвращающихся к корням, с каждым годом будет становиться все больше и больше.

К сожалению, некоторых вещей Тур не учел, например, сколько тайн и опасностей таят в себе джунгли. Не помог даже месяц жизни у таитянского вождя, обучавшего их особенностям выживания. Зато он рассказал Туру много интересных историй о людях, населивших некогда Полинезию. Кровоточащие язвы на ногах, проблемы с пищеварением, инфекции и воспаления, а также растущая неприязнь со стороны местного населения сделали свое дело: через год супруги вынуждены были вернуться на родину. О событиях, случившихся на Маркизских островах, Хейердал написал в книгах "В поисках рая" и "Фату-Хива".

Вторая мировая война застала Хейердала в Канаде, где он знакомился с жизнью местных индейцев. Будучи истинным патриотом, в стороне он не остался, ненадолго вернувшись в Норвегию, чтобы оказать помощь и организовать антигитлеровское наступление. Современники исследователя утверждали, что энергией для борьбы с нацистами он заряжался, ночуя на алтаре Стоунхенджа. Окончание войны застало его в Лондоне, здесь же он и начал изучать старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров, изображающие плоты инков, а также легенды, свидетельствующие о том, что Полинезию заселили предки южно-американских индейцев.

Отчаянные путешественники

Через пару лет после окончания войны Хейердал и еще пятеро отчаянных прибыли в Перу, чтобы построить из бальсового дерева плот "Кон-Тики", на котором впоследствии они переплывут Тихий океан. Совсем как, по мнению норвежца, индейцы майя, решившие перебраться на другие острова. Путешествие Тура и его товарищей длилось 101 день, после чего, преодолев 8 тыс. км, плот причалил к полинезийскому острову Туамоту. А Хейердал доказал скептикам, что примитивный плот вполне себе мог перевезти древних людей на другую сторону океана.

Результатом стала книга "Путешествие на Кон-Тики", переведенная на 66 языков, а также "Оскар" в 1952-м за полнометражный документальный фильм об экспедиции, снятый самим мореплавателем. Меж тем неугомонный Хейердал уже вовсю готовился к новому путешествию.

Многие годы ему не давали покоя гигантские истуканы острова Пасхи. Поэтому в 1955 г. Хейердал отправляется в очередную захватывающую экспедицию на этот тропический остров. Чтобы здесь, среди местных богов и демонов, одну за одной разгадать тайны, бережно оберегаемые аборигенами. В частности, он выказал предположение о том, что сначала остров заселили "длинноухие" жители Южной Америки, а затем "короткоухие" полинезианцы. Что в ХVI в. между "длинноухими" и "короткоухими" произошло вооруженное столкновение, завершившееся победой последних. Все это описано в очередных его бестселлерах "Аку-Аку" и "Остров Пасхи: разгаданная тайна".

В 1969 г. неугомонный Хейердал задается вопросом о том, могли ли древние африканцы (в частности, египтяне) пересечь Атлантику и переселиться из Африки в Южную Америку. Учитывая свой предыдущий опыт на "Кон-Тики" и полагая, что подобное предприятие могло оказаться вполне по силам древним, он строит папирусную лодку, называет ее в честь бога солнца "Ра" и отправляется в очередное бесстрашное плавание. Потерпевшее поражение из-за несовершенства судна. Что, конечно же, вовсе не остановило норвежца. На следующий год он строит новую лодку, называет ее "Ра-II" и отчаливает из Марокко. Спустя некоторое время судно достигло Барбадоса, а Хейердал доказал, что египтяне могли совершать путешествия в Новый Свет и, возможно, были предками тех самых индейцев майя.

"Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами. И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности, - напишет Хейердал чуть позже в книге "Ра". - Ученые сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики".

Кстати, в Советском Союзе Хейердал был известен благодаря Юрию Сенкевичу, знаменитому географу и путешественнику, который принимал участие и в плавании на "Ра" и в следующей нашумевшей экспедиции в 1977 - 1978 гг. на тростниковой лодке "Тигрис". Тур и его команда ставили перед собой задачу продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией (современный Пакистан) существовали торговые и миграционные контакты.

"Тигрис" отправился в путь из Ирака, пересек Персидский залив и спустя пять месяцев попал в Красное море, тем самым доказав очередную теорию бесстрашного Хейердала. Правда, в апреле 1978 г. "Тигрис" был сожжен в знак протеста против войн, разгоревшихся тогда в Красном море.

Экспедиция на "Тигрисе" стала для Хейердала последним плаванием на самодельной лодке, но не последним его исследованием. В начале 1980-х он исследовал курганы на Мальдивских островах с целью обнаружить там следы "длинноухих" (южно-американцев), в 1991-м изучал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, а также выдвинул теорию о том, что Канары ранее были перевалочным пунктом между Средиземноморьем и Америкой. И, наконец, последние свои приключения на Азовском море в поисках следов древней цивилизации Асгарда он описал в книге "В погоне за Одином. По следам нашего прошлого".

В 2006 г. была организована экспедиция под названием "Тангароа", повторившая путь "Кон-Тики", в составе которой находился внук Хейердала Улав. Шесть членов экипажа совершили ее в память о Туре Хейердале и с целью провести наблюдения за состоянием окружающей среды в Тихом океане.

Выбор читателей