Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин собирается наглядно продемонстрировать китайским партнерам преимущества и надежность Северного морского пути для торговли. Для этого планируется провести одну из рабочих встреч с китайским вице-премьером Ван Яном непосредственно в Арктическом регионе, сообщает РИА Новости. В развитии этой водной магистрали самое главное – организация работы с теми, кто мог бы обеспечить необходимый ей грузопоток, прежде всего, это такие гиганты, как Китай, пояснил Рогозин в ходе выступления в Совете Федерации в пятницу.
Фото: Roman Denisov/Russian Look
Китай действительно выглядит наиболее подходящим клиентом для Севморпути, и сам он неоднократно высказывал заинтересованность в использовании данного маршрута, который глобальное изменение климата делает более доступным, чем раньше. Северный морской путь из Европы в Азию почти в 2,5 раза короче, чем через Суэцкий канал, и соответственно быстрее – порядка 35 дней вместо 48 дней. К тому же здесь нет сомалийских пиратов. При этом Европа является одним из ключевых потребителей китайских товаров, а в обратном направлении суда можно загружать российским сырьем.
Сам Китай уже не одно десятилетие проявляет огромный интерес к арктическому региону. Он имеет особую Арктическую и Антарктическую администрацию в государственных органах власти, регулярно проводит арктические экспедиции и довольно активно пытается участвовать в международных комиссиях по данному вопросу. Планирует создать даже собственный ледокольный флот. Правда, пока обладает лишь одним ледоколом, спущенным на воду в уже довольно далеком 1993 году. Но уже в текущем году должен появиться и второй.
В 2013 году Китай стал постоянным членом – наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав. Летом того же года по Северному морскому пути прошел первый китайский контейнеровоз Yong Sheng – из китайского порта Далянь в голландский Роттердам. Событие вызвало довольно бурную реакцию мировой общественности, рассуждавшей о грядущем освоении Китаем арктической морской магистрали. Сама КНР прогнозировала, что к 2020 году транзит по данному маршруту может составить 15% внешнеторгового оборота Китая.
Но спустя 2,5 года эта перспектива выглядит весьма сомнительной. За это время было совершено еще всего два пробных коммерческих рейса – осенью прошлого года, на том же корабле и той же компаний COSCO. И хотя проба оказалась успешной, и сама компания планирует наладить регулярные операции на северном маршруте, говорить о повышенной активности Китая в данном регионе явно не приходится. Кстати, и воплощение в реальность планов COSCO тоже вызывает некоторые сомнения. Замедление мировой торговли не лучшим образом отразилось на финансовых показателях компании, и развитие нового маршрута через Арктику может оказаться под вопросом.
Почему же так тяжело дается освоение Северного морского пути, который в теории выглядит так привлекательно? Потому что пока теория не подтверждается практикой. Наряду с плюсами этот маршрут имеет и существенные минусы, главные из которых – весьма ограниченный период навигации и отсутствие развитой инфраструктуры. Кроме того, корабли, способные бороздить суровые северные моря, и сопровождающие их ледоколы тоже требуют больших инвестиций, которые невыгодны при нынешнем грузопотоке по СМП. Тем более что примерно с 2012 года он неуклонно сокращается.
Что же касается дистанции, самый короткий путь не всегда получается самым выгодным. А в современной глобальной экономике стоимость транзита зачастую оказывается намного важнее сроков доставки. В случае с СМП транзит ни из портов Восточной Азии в порты Северной Европы, ни из портов северо-запада США в ЕС не может конкурировать по цене с перевозками через Суэцкий и Панамский каналы без полного отказа России от транзитного или ледокольного сборов. А подобный отказ, в свою очередь, сделал бы само освоение северного пути бессмысленным, отмечал в одной из своих статей известный экономист Владислав Иноземцев.
На этом фоне для Китая более привлекательным пока что выглядит развитие привычного южного маршрута, где он активно инвестирует в порты и другие проекты. Не стоит забывать и о масштабных наземных программах, таких как новый Шелковый путь. Наконец, у Китая серьезные политические амбиции. И Пекин стремится контролировать деятельность в арктическом регионе, а не просто присутствовать там на второстепенных ролях. По мнению некоторых экспертов, нельзя исключать, что в будущем, по мере усиления КНР и возможного ослабления России, Пекин потребует предоставления Северному морскому пути статуса нейтральных вод.
Военные не понимают, зачем их бросили на убой
Практически весь арсенал был израсходован против ВС РФ в зоне СВО