Новости партнеров

Китай заинтересовался российским Севером

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин собирается наглядно продемонстрировать китайским партнерам преимущества и надежность Северного морского пути для торговли. Для этого планируется провести одну из рабочих встреч с китайским вице-премьером Ван Яном непосредственно в Арктическом регионе, сообщает РИА Новости. В развитии этой водной магистрали самое главное – организация работы с теми, кто мог бы обеспечить необходимый ей грузопоток, прежде всего, это такие гиганты, как Китай, пояснил Рогозин в ходе выступления в Совете Федерации в пятницу.

Фото: Roman Denisov/Russian Look

Китай действительно выглядит наиболее подходящим клиентом для Севморпути, и сам он  неоднократно высказывал заинтересованность в использовании данного маршрута, который глобальное изменение климата делает более доступным, чем раньше. Северный морской путь из Европы в Азию почти в 2,5 раза короче, чем через Суэцкий канал, и соответственно быстрее – порядка 35 дней вместо 48 дней. К тому же здесь нет сомалийских пиратов. При этом Европа является одним из ключевых потребителей китайских товаров, а в обратном направлении суда можно загружать российским сырьем.

Сам Китай уже не одно десятилетие проявляет огромный интерес к арктическому региону. Он имеет особую Арктическую и Антарктическую администрацию в государственных органах власти, регулярно проводит арктические экспедиции и довольно активно пытается участвовать в международных комиссиях по данному вопросу. Планирует создать даже собственный ледокольный флот. Правда, пока обладает лишь одним ледоколом, спущенным на воду в уже довольно далеком 1993 году. Но уже в текущем году должен появиться и второй.

В 2013 году Китай стал постоянным членом – наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав. Летом того же года по Северному морскому пути прошел первый китайский контейнеровоз Yong Sheng – из китайского порта Далянь в голландский Роттердам. Событие вызвало довольно бурную реакцию мировой общественности, рассуждавшей о грядущем освоении Китаем арктической морской магистрали. Сама КНР прогнозировала, что к 2020 году транзит  по данному маршруту может составить 15% внешнеторгового оборота Китая.

Но спустя 2,5 года эта перспектива выглядит весьма сомнительной. За это время было совершено еще всего два пробных коммерческих рейса – осенью прошлого года, на том же корабле и той же компаний COSCO. И хотя проба оказалась успешной, и сама компания планирует наладить регулярные операции на северном маршруте, говорить о повышенной активности Китая в данном регионе явно не приходится. Кстати, и воплощение в реальность планов COSCO тоже вызывает некоторые сомнения. Замедление мировой торговли не лучшим образом отразилось на финансовых показателях компании, и развитие нового маршрута через Арктику может оказаться под вопросом.

Почему же так тяжело дается освоение Северного морского пути, который в теории выглядит так привлекательно? Потому что пока теория не подтверждается практикой. Наряду с плюсами этот маршрут имеет и существенные минусы, главные из которых – весьма ограниченный период навигации и отсутствие развитой инфраструктуры. Кроме того, корабли, способные бороздить суровые северные моря, и сопровождающие их ледоколы тоже требуют больших инвестиций, которые невыгодны при нынешнем грузопотоке по СМП. Тем более что примерно с 2012 года он неуклонно сокращается.

Что же касается дистанции, самый короткий путь не всегда получается самым выгодным. А в совре­менной глобальной экономике стоимость транзита зачастую оказывается намного важнее сроков доставки. В случае с СМП транзит ни из портов Восточной Азии в порты Север­ной Европы, ни из портов северо-запада США в ЕС не может конкурировать по цене с перевозками через Суэцкий и Панамский каналы без полного отказа России от транзитного или ледокольного сборов. А подобный отказ, в свою очередь, сделал бы само освоение северного пути бессмысленным, отмечал в одной из своих статей известный экономист Владислав Иноземцев.
На этом фоне для Китая более привлекательным пока что выглядит развитие привычного южного маршрута, где он активно инвестирует в порты и другие проекты. Не стоит забывать и о масштабных наземных программах, таких как новый Шелковый путь. Наконец, у Китая серьезные политические амбиции. И Пекин стремится контролировать деятельность в арктическом регионе, а не просто присутствовать там на второстепенных ролях. По мнению некоторых экспертов, нельзя исключать, что в будущем, по мере усиления КНР и возможного ослабления России, Пекин потребует предоставления Северному морскому пути статуса нейтральных вод.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2016/02/28/1272597.shtml
X

Благодарим Вас за подписку!

Пожалуйста, проверьте свой электронный почтовый ящик для подтверждения подписки.

Не пришло письмо?

Выполните следующие действия для решения проблемы:

1. Убедитесь в правильности введённого адреса электронной почты.

2. Проверьте папку "Спам".

3. Подождите несколько минут и снова проверьте почту.

Также в разделе

Россиян предупредили о сокращении реальных пенсий

Глава Минтруда Максим Топилин спрогнозировал снижение реальных пенсий на протяжении как минимум трех лет

Плату наличными хотят ограничить

Минфин России выступает за ограничение расчетов наличными деньгами при крупных покупках

Белоруссия продлила повышенные тарифы на российский транзит

Минск без договоренности с Москвой утвердил повышенные тарифы на транзит российской нефти до конца 2017 года

Рекордный урожай обнажил проблемы

Чрезмерное увлечение аграриев озимыми сортами пшеницы привело к кризису перепроизводства на рынке зерновых
В других разделах
Новости партнеров