Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На днях министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил о том, что Белоруссия пока не ставит целью вхождение в состав ЕС, но хочет иметь с ним нормальные отношения и в будущем не исключает никаких сценариев развития. Вопрос, нужна ли сама Белоруссия Евросоюзу, в настоящий момент относится к разряду риторических, считают эксперты, однако притязания Минска, безусловно, заслуживают внимания.
Фото: Вадим Рымаков/ ТАСС
Что касается надежд белорусского руководства на то, что однажды их с распростертыми объятиями встретят в ЕС, судя по нынешним процессам в рамках Евросоюза, вряд ли этим надеждам суждено сбыться, считает историк, политолог, военный эксперт, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. После Brexit кризис будет лишь усиливаться: часть политиков, которые и раньше были скептически настроены по отношению к брюссельской бюрократии, сейчас получили дополнительные козыри в виде примера, поданного британцами.
И уж тем более вряд ли кому-то придет в голову "компенсировать" выход Британии путем принятия Белоруссии. К тому же, с выходом британцев денег у центральной власти ЕС поубавится, следовательно, уменьшится и помощь, которая может оказываться со стороны Еврокомиссии бедным государствам Европы. Поскольку Белоруссия богатым государством не является, получить еще одного нахлебника в Европе никто не хочет. Это Россия достаточно снисходительно относится к горестям и печалям белорусских братьев, а ЕС хватает проблем с Грецией и другими странами южной Европы, подчеркнул аналитик.
Кроме того, в случае принятия в ЕС произошла бы серьезная зачистка политического класса Белоруссии: даже соседи-поляки настаивали бы на том, чтобы нынешнее руководство страны подверглось остракизму и было удалено с государственных должностей, с запретом на занятие аналогичных постов в будущем.
Ну и, наконец, согласно устоявшейся практике, ЕС принимает государства только после того, как они пройдут "чистилище" НАТО, напомнил эксперт. Прецедентов, когда удалось бы проскочить в ЕС, миновав членство в Североатлантическом альянсе, еще не было. "Готова ли Белоруссия поступиться принципами и наступить на горло собственной песне, отказаться от своего партизанского прошлого и вступить в агрессивный военный блок, который демонстрирует и то, что он может применить силу в отношении славян, как это было в случае Югославии? Не думаю, что народ Белоруссии готов к такому развитию событий", - отметил политолог.
Однако сами по себе очередные попытки политической диверсификации со стороны Минска наводят на определенные размышления.
Нынешнее руководство Белоруссии активно использует географические и геополитические выгоды положения своей страны в конъюнктурных целях. Белоруссия не дает замкнуть "санитарный кордон" от Балтики до Черного моря, который геополитический Запад пытается установить вокруг РФ, и, понимая это, белорусское руководство часто действует как торговец на восточном базаре, стремясь более выгодно продать себя и ЕС, и России, напомнил Аждар Куртов. Пока что тренд, скорее, оптимистичен: Белоруссия входит в ОДКБ, в СНГ, вроде бы состоит в Союзном государстве России и Белоруссии, но не исключено, что в будущем эта ситуация может измениться.
Белоруссия постоянно устраивает какие-то экономические, торговые конфликты с РФ и при этом настаивает на равноправном партнерстве с Россией, подразумевая под этим массу преференций. "Но равенство хорошо в политике, а в экономике нигде в международных отношениях равенства нет. Это РФ обладает несметными запасами природных ресурсов, в том числе, углеводородного сырья, и РФ своими собственными силами разрабатывает эти ресурсы. Если уж с белорусской стороны звучат просьбы допустить их компании к разработке, то, наверное, хотелось бы, чтобы РФ тоже что-то получала взамен. Иначе получается однобокая политика, которую мы уже проходили в составе СССР, когда Россия отдавала свои ресурсы направо и налево, возрождала так называемые национальные окраины, строила там промышленные предприятия, и очень часто жизнь в этих национальных окраинах была куда более комфортной, чем в центральной России. Возвращаться к этому – безумие, поэтому тезис о равенстве межгосударственных экономических отношений на поверку оказывается невыгоден именно интересам РФ", - подчеркнул А.Куртов.
В условиях, когда по всем параметрам (обороноспособность, территория, народонаселение, ВВП и тп) РФ многократно превосходит Белоруссию, равенство означало бы, что Россия должна будет поступаться своими интересами ради союзника. Но возникает вопрос, насколько надежен этот союзник, и не получится ли так, что, получив огромную материальную помощь и преференции, впоследствии он не захочет учитывать интересы другой стороны? Белоруссия не признала – хотя и обещала это сделать – независимость Абхазии, Южной Осетии. "Получая по преференциальным ценам нефть для своих нефтеперерабатывающих заводов, Белоруссия жульничала: эти соглашения предусматривали жесткие квоты и невозможность реэкспорта получаемых из этой нефти нефтепродуктов. Белорусская же сторона потом мошенническим путем часто прописывала в документах, что якобы это растворители, а на самом деле продавала высокооктановый бензин. В обход и ущерб российским интересам, опять же", - напомнил собеседник "Утра".
Когда-то российское руководство уже озвучило цифры, согласно которым, Белоруссия на тот период времени извлекла выгоду (в частности, от льготных поставок российских энергоносителей) на сумму порядка 40 млрд долларов. Продолжение этой политики взамен на обещания поддержки в возможном противостоянии с геополитическим Западом для РФ малопривлекательно: России хотелось бы подтверждения риторики конкретными действиями. "Если Белоруссия действительно заинтересована в союзнических отношениях с Россией, ей не надо постоянно утверждать, что только РФ заинтересована в том, чтобы Белоруссия была ее форпостом, не надо постоянно требовать от России, чтобы мы поставляли по льготным ценам вооружение белорусской армии и платили гигантские деньги за транспортировку российских энергоносителей по территории Белоруссии. Кстати, Союзное Государство возникло еще во второй половине 90-х гг. Тогда же предусматривались выборы в единый парламент и выборы единого президента. Прошло более 15 лет, и ничего не сделано – причем этого, прежде всего, не хочет белорусская сторона. Но нужно действительно идти навстречу и создавать какие-то дееспособные союзные структуры, хозяйственные структуры, которые получали бы выгоду от совместных разработок. А белорусское руководство сейчас прорабатывает создание под Минском колоссальной зоны, где будут создаваться новые промышленные предприятия с Китаем, но ничего подобного не планирует с РФ. Вся эта демагогия о союзничестве и братских народах приводит к тому, что в Белоруссии постепенно формируется слой населения, уже не верящий в эту демагогию", - отметил аналитик.
Последний тезис подтверждается соцопросами: десять лет назад на вопрос "готовы ли вы быть в составе одного государства с Россией" большая часть населения Белоруссии отвечала положительно, сейчас же ничего подобного нет. Разочарование людей в интеграционной риторике и российского, и белорусского руководства чревато тем, что на смену Лукашенко, который не вечен, могут прийти совсем иные силы, считает А.Куртов.
По его словам, в Белоруссии были и, наверняка, еще будут попытки цветных революций. Если в результате этих попыток к власти придет какое-то новое, более прозападно ориентированное руководство, может произойти резкая смена основного вектора внешней политики с пророссийского на прозападный. В этом случае Белоруссия, может, и не превратится в "Украину", но вполне встроится в дугу из прибалтийских республик, Польши, Румынии, Украины, что станет для России очень серьезной проблемой. "Если в Прибалтике сейчас размещаются объекты и подразделения НАТО, нельзя исключать, что такие же объекты при реализации подобного сценария могут появиться и в Белоруссии. Т.е. речь не только о приближении к РФ всей этой инфраструктуры, но и о потере единственного из всех постсоветских государств и последнего российского союзника, поскольку назвать таковым Казахстан нельзя. И это станет серьезнейшим поражением для российской внешней политики", - подчеркнул Аждар Куртов.
Несмотря на стремление российского руководства не обострять отношения с Белоруссией, иногда приходится занимать твердую позицию – как в последние дни, когда в ответ на требования Минска резко снизить цены на газ Россия сказала "нет". Но эти твердые шаги все-таки должны сопровождаться и прочими действиями, чего не происходит, констатирует политолог. В частности, по словам эксперта, у России нет в Белоруссии весомой пророссийской политической силы, на которую Россия могла бы опираться, помимо Лукашенко, и это чревато последствиями: ставка лишь на "единственного и неповторимого" белорусского президента в любой момент может дать осечку. При этом пророссийские силы в Белоруссии есть, но российская внешняя политика состоит в том, чтобы не связываться с ними, не помогать им и даже не иметь с ними контактов, а иметь дело только с официальной властью – в отличие от американцев, которые никогда не кладут яйца в одну корзину и активно работают с любыми оппозиционными силами, даже откровенно деструктивными. "Россия же напялила на себя светлые одежды и утверждает, что мы ангелы и никогда не работаем против некоего руководства. Вот мы и получаем в ответ удары, когда само это руководство по каким-то соображениям резко меняет свой курс с пророссийского на антироссийский. А американцы при своей циничной политике, не совсем хорошей с нашей рафинированной точки зрения, при любых раскладах получают возможность влиять на ситуацию, поскольку связи с политиками, в т.ч. и оппозиционными, у них уже налажены и установлены, они хорошо их знают и при любом развитии ситуации могут находить с ними общий язык. А Россия этого не делает – но и больших дивидендов, оставаясь белой и пушистой, не пожинает", - отметил аналитик.
Как показывает практика, российская политика и дипломатия часто не дорабатывают в деталях, считает собеседник "Утра". В США на этом поприще работает огромное количество специалистов, волонтеров, неправительственных организаций, которые в унисон бьют в одну точку. В России же почему-то считается, что усилий одного внешнеполитического ведомства достаточно для того, чтобы реализовать эту линию, но это не так. Поэтому в форс-мажорных ситуациях сил РФ иногда оказывается недостаточно.
Когда в далеком 1994 году Лукашенко пришел к власти, РФ ему серьезно помогла, но сейчас внутри Белоруссии разворачиваются события, которых в России на официальном уровне предпочитают не замечать. Во главу угла ставится уже не интеграционная риторика, а совершенно другая официальная линия: поддерживать отношения с Россией, но наравне со всеми остальными. В белорусских учебниках постепенно меняются оттенки прошлого и настоящего, в реальной политике ориентируются не столько на Москву и на российский бизнес, сколько на бизнес с другими государствами. Следовательно, как только экономически белорусское руководство станет более заинтересовано в Китае или странах ЕС, сменить политический вектор станет очень просто: экономическая основа для этого будет создана.
Теоретически РФ могла бы говорить с братской державой более жестко - создать ей проблемы или не оказать помощи в критический момент, но вряд ли это заставит белорусскую политическую элиту и высшее политическое руководство держаться теснее к РФ. В теории эта линия выглядит правильной и привлекательной, но на практике она может не сработать или сработать не так, как планируется, отметил аналитик. "Принципиально важно, что РФ помогает в форс-мажорных обстоятельствах, а у Белоруссии они возникали неоднократно. Их бюджет не наполняется должными доходами, у них очень большая внешняя задолженность. Если бы РФ не давала им кредитов на льготных условиях, на двусторонней или на многосторонней основе – по линии Евразийского экономического Союза, то белорусская экономика уже давно бы испытывала куда более серьезные трудности с инфляцией. Не дать кредитов – создать экономические проблемы для страны. Но мы же этого не делаем, мы постоянно идем им навстречу. Но хотелось бы, чтобы с их стороны тоже было встречное движение, которого часто нет. А эксперименты с внешней политикой могут выйти нам боком. Если мы пойдем таким путем, сами же приблизим геополитическую переориентацию Белоруссии: они будут искать другого спонсора, и он может найтись в виде тех же США", - подытожил аналитик.
Противник целился в мирные соцобъекты