Эрдоган готовится к диктатуре

С учетом того, что в последние годы Турция все активнее демонстрирует свою независимость, реагировать на ожидаемые упреки со стороны Запада по поводу авторитарных тенденций Эрдоган явно не станет

Правящая турецкая Партия справедливости и развития (ПСР) и оппозиционная Партия националистического движения (ПНД) согласовали проект новой конституции страны, который будет внесен в парламент на следующей неделе. Референдум по новой конституции - если документ одобрит более 330 депутатов - может состояться в начале следующего лета, заявил премьер-министр страны, лидер ПСР Бинали Йылдырым.

Фото: Global Look

Как и ожидалось, проект новой конституции предусматривает резкое усиление полномочий президента, который сможет лично возглавить кабинет министров или единолично назначать его главу. Кроме того, по новой конституции вооруженные силы страны и спецслужбы, деятельность которых пока что регулируется коллегиальным органом - Верховным военным советом, перейдут в прямое подчинение президента. По словам премьер-министра, проект новой конституции, в отличие от действующей, позволяет президенту страны продолжать членство в партии.

Еще одно нововведение – возможное возвращение смертной казни – рискует поставить Турцию на грань выхода из Совета Европы. Впрочем, месяц назад Йылдырым  заявил о том, что эту поправку в основной закон еще предстоит обсудить. Сам Эрдоган в конце ноября заявил о готовности подписать закон о введении в стране смертной казни, если ее одобрит турецкий парламент и народ. ЕС неоднократно предупреждал Анкару о том, что введение такой меры поставит крест на переговорах о членстве Турции в Евросоюзе – но, судя по угрозам турецкого лидера в адрес ЕС открыть границу для беженцев, возражать европейцам Эрдоган и дальше планирует в присущей ему манере, не особо вслушиваясь в суть встречных претензий.

Против введения в Турции президентской системы вместо парламентской, существующей в стране с момента образования Турецкой Республики в 1923 году, возражают оппозиционные парламентские партии – левоцентристская Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов. Противники "диктатуры" Эрдогана видят в ней угрозу стабильности в стране, опасаются притеснения меньшинств и движения Турции в направлении федерализации, а затем и разделения. В контексте обсуждаемых планов "узаконить" пребывание Эрдогана на своем посту до 2029 года их опасения представляются небезосновательными.

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, в свою очередь, напоминает: курс правительства Турции на укрепление вертикали власти (и, в частности, персональной власти Эрдогана) наметился давно, поэтому конституционные нововведения выглядят вполне закономерно.

"Когда Эрдоган решил перебазироваться из премьеров в президенты, было понятно, что церемониальной эта должность не останется. После попытки военного переворота Эрдоган в каким-то смысле обеспечил себе вотум доверия. Его оппоненты очень сильно подставились, и даже те, кто, в принципе, не очень поддерживал Эрдогана, выбирая между ним и какими-то непонятными военными с религиозным оттенком, вынуждены были поддержать его", - заявил эксперт "Утру".

Практических последствий у всего этого процесса может быть несколько. С учетом того, что в последние годы Турция все активнее демонстрирует свою независимость, иногда даже переходя в этом разумные границы, реагировать на ожидаемую критику со стороны Запада по поводу авторитарных тенденций Эрдоган явно не станет.

Но со смертной казнью сложнее, поясняет Лукьянов. Несмотря на суровые заявления Стамбула, возможно, пока это лишь инструмент воздействия на европейских партнеров, декларации, призванные намекнуть им, что если они "не хотят по-хорошему", Турция вообще может развернуться в другую сторону. С учетом того, что Евросоюз в значительной степени зависит сейчас от Турции, подобный шантаж может увенчаться определенными результатами.

Реальное же введение смертной казни означало бы претензию на выход Турции из Совета Европы, и большой вопрос, готов ли Эрдоган зайти так далеко, считает собеседник "Утра".

"Введение смертной казни поставит вопрос о дальнейшем членстве Турции в Совете Европы, поскольку будет явным нарушением обязательств, которые Турция на себя брала, вступая в эту структуру. Страны, которые в него вступали, обязались не применять смертную казнь, а если она есть, отменить. Членство в Совете Европы – некий символ, позволяющий считать себя частью европейского поля, и Турция до нынешнего времени, несмотря на все претензии, все-таки предпочитала считать себя таковой. В принципе, это может измениться - все зависит от того, кем Эрдоган планирует позиционировать себя в отношении Европы. Либо это все-таки страна и лидер, которые видят себя частью какого-то европейского процесса, либо Эрдоган все же решит  - в чем я лично сомневаюсь -  жестко показать, что Турция к Европе не имеет никакого отношения. Но это не рационально и невыгодно, поскольку лишит Турцию определенных рычагов воздействия на международной арене", - пояснил аналитик.

Таким образом, вопрос упирается не в то, хороша или плоха смертная казнь как таковая, а в определенные обязательства перед международными инстанциями. Например, в США смертная казнь практикуется, но поскольку США не входят в Совет Европы, у них нет формальных юридических обязательств на сей счет ни перед кем. "Любая страна может делать все, что хочет, но тогда она не должна быть частью неких структур, институтов, которые предусматривают иное", - подытожил эксперт.

Так или иначе, пока что Эрдоган декларирует стремление ориентироваться в решении всех вопросов – и новой конституции, и введения смертной казни, и членства в ЕС - на мнение собственного народа. В частности, недавно он заявил о том, что в 2017 году  Турция может провести референдум по вопросу продолжения переговоров о вступлении в ЕС. Вопрос о том, нужно ли Турции сохранять членство в Совете Европы, теоретически, также может быть отдан на откуп гражданам, что лишит критиков Эрдогана определенных козырей. "Неправильный", с точки зрения Запада, народ в любом случае обвинять сложнее, чем одного отдельно взятого авторитария, а обеспечение "правильного" общественного мнения – вопрос техники. И попытка военного переворота, в которой многие наблюдатели подозревали инсценировку с целью "пропихивания" нынешней конституционной реформы, - тому лишнее доказательство.

Выбор читателей