Украина рвет с Россией последние связи

Москва и Киев больше не будут советоваться друг с другом, продавая вооружения за рубеж. Но на деле они не делают этого с 2014 года. И само соглашение было скорее формальностью

Кабмин Украины без обсуждения принял решение разорвать соглашение с Россией по экспорту военной техники в третьи страны. Соглашение о сотрудничестве между двумя государствами действует с 2004 года. Но фактически оно перестало соблюдаться после 2014-го, когда отношения между Москвой и Киевом резко ухудшились. Президент Петр Порошенко запретил любое военно-техническое сотрудничество с Москвой.

Фото: GLOBAL LOOK press/Serg Glovny

По соглашению Россия и Украина проводили маркетинговые и патентно-лицензионные исследования мировых рынков военной продукции, консультировались для согласования экспортных цен и тарифов для поставки за рубеж. А также составляли перечень военной продукции, экспорт которой требовал согласия двух сторон.

На деле же, по мнению экспертов, договор изначально носил декларативный характер и имел скорее политический, нежели практический смысл.

Как рассказал "Утру" главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов, Россия и Украина друг с другом по этому вопросу не консультировались и совместную маркетинговую политику не проводили. А само соглашение из серии "Мы за все хорошее против всего плохого".

"Продукты, с которыми Россия и Украина выходят на рынок, слишком разные, несмотря на некоторые пересечения. Россия поставляет продукцию в первую очередь нового производства, Украина - то, что есть, - говорит эксперт. - Разные цены, разные клиенты, условия".

Как отметил Фролов, половина нашего экспорта - это авиационная техника. Украина же, за исключением гражданской и транспортной авиации, сама ничего не производила. Говорить было просто не о чем. Другое дело, что на Украине есть заводы по производству авиадвигателей и турбин для военных кораблей, которые Киев долгое время поставлял Москве. Например, для новейших фрегатов проектов 11356 и 22350: их производил Южный турбинный завод в Николаеве. А двигатели для российских вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52 ("Аллигатор"), Ми-28Н ("Ночной охотник") выпускал запорожский завод "Мотор Сич". Но "эта история" договором никак не регулировалась. Украина свободно продавала двигатели, которые ставились и на российскую технику, в третьи страны. И с Россией по этому поводу не консультировалась.

"Например, они поставляли самолетные двигатели в Китай, а в Израиль - малоресурсные турбореактивные двигатели, и таких историй масса, - вспоминает эксперт. - Но это нормально, обязывающего документа никто и не принимал".

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. По его словам, разрыв соглашения не что иное, как очередной политический шаг, чтобы подчеркнуть недружелюбное и негативное отношение к России. Но по сути он ничего не меняет.

Выбор читателей