Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
России запретили выставлять технику на британском авиасалоне "Фарнборо - 2018", как и ранее в Ле-Бурже. Через таможню пропустят разве что макеты. Как заявил "Интерфаксу" заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук, это решение приняли организаторы салона. По его словам, это "пример недобросовестной конкуренции".
Впрочем, очевидны и другие причины, политические. После событий на Украине в 2014 г. и присоединения Крыма к России "Рособоронэкспорту" начали откровенно ставить палки в колеса. Организаторы того же "Фарнборо" три года назад не выдали визы половине российской делегации, включая топ-менеджеров, чиновников и журналистов. В 2016 г. Россия на "Фарнборо" технику вообще не привезла. И судя по всему, не привезет и следующим летом. В пресс-службе британского авиасалона уже заявили, что организаторы руководствуются рекомендациями Организации экспортного контроля правительства Великобритании в отношении эмбарго Евросоюза на поставку вооружений и военной техники из России или в Россию. Что и требовалось доказать.
Вместе с военной техникой на Фарнборо не привезут и новый МС-21. Он наконец-то полетел и выглядит как вполне конкурентоспособный самолет. Есть и российские двигатели к нему - ПД-14, которые могли бы вызвать немалый интерес на авиасалоне. Но покажут только макет. А ведь еще в 2012 г. Россия возила в Великобританию и МС-21, и "Сухой суперджет", и вертолет Ка-62. Правда, уже тогда через границу не прорвались "Русские витязи" на Су-27. Сейчас только часть российской техники попадает на европейские выставки.
В эти дни Рособоронэкспорт презентует свою продукцию на Milipol в Париже. Но это международный салон по безопасности, и истребителей с комплексами противоракетной обороны на нем точно не будет.
МАКС-2017. Фото: GLOBAL LOOK press
В области экспорта вооружений Россия Европе больше не товарищ - это необходимо признать. Уже другой вопрос, нужны ли эти связи Москве. На авиасалоне "МАКС-2017" в Жуковском не было европейских, американских, японских или австралийских делегаций, по крайней мере официальных. Зато были представители Boeing и Airbus, которые продают самолеты российским авиакомпаниям. Над аэродромом "Жуковский" летал гигантский A380. А свою авиатехнику Россия показала своими основным покупателям: Китаю, Индии, Ирану, Ираку, Вьетнаму, Венесуэле.
Как справедливо отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), многие традиционные партнеры России, например, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки практически не посещают другие салоны, в частности европейские. Поэтому "МАКС" - это прекрасная площадка для работы именно с ними.
С этим поспорить трудно. Встречи с покупателями полезны всегда, в том числе потенциальными. Но разве лишним был бы диалог с технологичными западными коллегами? Конечно, можно ругать все западное и хвалить только российское. Но путь это тупиковый. Необходим обмен опытом. Тем же российским летчикам было бы интересно залезть в кабины F-35 или F-22. А американцам в Су-34 или МиГ-35. Но сейчас это из области фантастики. Реальность такова, что Запад и Россия максимально близки к новой холодной войне - это просто не представляется возможным. Мир снова разделился на два лагеря, между которыми находятся ряд независимых крупных игроков - Китай, Индия и, пожалуй, Турция, которая никак не определится, у кого покупать оружие.
Airshow China. Фото: GLOBAL LOOK press
Россия теперь ставит на бурно развивающийся Китай, который тоже организовывает международные авиационные выставки. Airshow China в Чжухае относительно молодой салон - устраивается в будущем году всего в 12-й раз. Однако и он уже вошел в число крупнейших. В прошлом году в нем приняли участие 700 компаний из 42 стран мира. За шесть дней выставку посетили 400 тысяч человек, а договоров было заключено на $40 миллиардов. Это очень серьезные показатели. Тем более что в последнее время Китай делает большие успехи в авиастроении. Если раньше Пекин преимущественно копировал советские и российские технологии, то теперь успешно создает свои машины. И ударный беспилотник "Птеродактиль" хорошее тому доказательство.
Ситуация может еще больше обостриться