Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.
Фигура экс-председателя Банка России, во многом ассоциирующаяся с победой страны над экономическим кризисом 1998 года, в последние годы стала без преувеличений легендарной. Чем же можно объяснить неожиданный и эффектный уход со сцены "железного Геракла"? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно.
Прост, наверное, потому, что судьба "геращенковского" Центробанка была фактически решена с момента внесения поправок к закону о ЦБ, обсуждение которых в минувшую пятницу было перенесено на середину следующей недели. Их принятие практически полностью лишает ЦБ той самостоятельности, которой он обладал в течение всего предшествующего времени. Так, одним из главных изменений закона должно стать создание т.н. Национального банковского совета (НБС) в качестве одного из управляющих органов Банка России. В НБС должны войти представители президента, правительства, Совета Федерации и Госдумы. По мнению правительства, выраженному в поправках к закону, НБС должен насчитывать 12 членов. Двое из них представляют СФ, трое – Госдуму, по три человека будут назначены правительством и президентом, и последним, двенадцатым должен стать председатель ЦБ. В функции нового органа должны входить принятие решения об аудите, утверждение Основных направлений денежно-кредитной политики и годового отчета Банка России. Кроме того, НБС должен осуществлять надзор за инвестиционными программами и утверждать зарплату руководства Центробанка.
Перечисленный набор полномочий Совета направлен на установление жесткого контроля над действиями ЦБ и лишение его возможности проведения собственной политики. Учитывая нынешний состав Думы, едва ли можно сомневаться, что правительственное видение нового контролирующего органа будет оформлено законодательно.
Хорошо известно, что Геращенко не из тех, кто стал бы работать в таких условиях. "...Мы согласны, чтобы НБС утверждал главного аудитора Центробанка, мы не против того, чтобы Совет решал вопрос о зарплате наших сотрудников, мы даже не против того, чтобы Совет рассматривал, какую часть прибыли перечислять в бюджет...", – заявил он на выступлении в Думе. В то же время Геращенко был решительно против того, чтобы НБС утверждал основные направления денежно-кредитной политики и годовой отчет Центробанка. Неприемлемым было для него также участие Совета в вопросах банковского регулирования и утверждение им правил проведения банковских операций, бухучета и отчетности ЦБ.
Буквально до последнего момента глава ЦБ в свойственной ему спокойной и взвешенной манере продолжал бороться. Как мы уже говорили, пятничная "партия" оказалась сведена к ничьей – Дума перенесла рассмотрение поправок. Виктор Геращенко – опытный игрок, не из тех, кто делает очередной ход второпях, без серьезных оснований. А это означает, что такое основание как минимум до вечера прошлой пятницы у него все-таки было.
Здесь, пожалуй, и кроется последняя загадка "железного Геракла".
Логически рассуждая, можно предположить, что последним оплотом главы ЦБ оставался президент, за возможность формировать мнение которого по данному вопросу отчаянно боролись обе стороны. И в последний момент главу государства убедили стать на сторону правительства. Решающим, скорей всего, стал намек на роль руководимого Геращенко Центробанка как государства в государстве.
Некоторыми наблюдателями высказывалось предположение, что своим уходом Геращенко намеревался приостановить принятие новой редакции закона о ЦБ. Вряд ли это так. Сомнительно, что правительство и околоправительственные круги откажутся от того, чего упорно добивались в течение столь длительного времени. К тому же, Геращенко является политически значимой фигурой лишь находясь в должности главного банкира. С его уходом в скором времени будет сменено и все руководство ЦБ – непонятно, для чего нужна была такая серьезная жертва, если Банк России окажется в руках совсем другой команды.
Таким образом, отставка Геращенко, скорей всего, говорит о том, что предлагаемые правительством и Думой принципиальные изменения условий функционирования Центробанка и его политико-экономической роли в жизни страны неизбежны.
"Хитроумный Геракл" задолго готовил общественное мнение к возможному своему уходу. Т.е. пятничные события не стали сенсацией. То, что информация об отставке появилась уже по закрытии финансовых рынков, позволило избежать панических движений котировок на волне первоначальной неопределенности. Сегодня, возможно, мы еще увидим реакцию рынка – скорей всего, это будет рост валютного курса, хотя и без ярко выраженного ажиотажа.
В более широкой перспективе смену главы Центробанка можно рассматривать как серьезный фактор в пользу продолжения ослабления рубля. Как известно, Виктор Геращенко придерживался достаточно жесткой позиции в сфере валютного регулирования, выступая противником чрезмерной его либерализации. Теперь позиции "либералов" значительно упрочатся, в частности, в вопросе относительно возможного сокращения или отмены норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Это неизбежно приведет к сокращению поступления валюты в страну и, следовательно, скажется на валютном курсе и объемах резервов ЦБ.
Сергей Игнатьев, которого прочат в преемники "Геракла", пока никак не проявил себя в качестве публичной фигуры в экономико-политической сфере. Учитывая его принадлежность к "правительственному лагерю", можно предположить, что в будущем позиции правительства и Центробанка будут заметно сближаться.
Возвращаясь к Виктору Геращенко, надо сказать, что окончание его карьеры в должности главного банкира можно считать удачным. Он сумел вовремя и красиво выйти из игры. Его будут помнить как человека, победившего финансовый кризис, стабилизировавшего национальную валюту и восстановившего резервы страны. Всё остальное достанется другим. Хотя – они того сами хотели...
С новой рабочей неделей, господа.
Переизбрание Трампа изменило тактикту украинцев и американцев