Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Впрочем, нашему президенту запудрить мозги не трудно. Труднее ответить на вопрос: почему экономика не растет, а тем более – предложить эффективные меры к исправлению положения. Вот здесь, похоже, правительство уже не может скрывать свое бессилие, поэтому и обратилось к олигархам. Как сказал Касьянов, открывая недавнюю встречу с "капитанами бизнеса", "важно, чтобы политика правительства основывалась не только на понимании правительственных экономистов, но и на мнении делового сообщества о том, какие факторы будут определять развитие России в 2003-2005 годах".
В этой связи стоит еще раз обратить внимание, как работает сейчас наша экономика. По данным правительства, по итогам полугодия темпы роста ВВП составили 3,8%, рост промышленного производства – 3,2%. Это означает, что за год, теоретически, можно будет натянуть 4% роста ВВП, но качество даже такого небольшого роста оставляет желать лучшего. Инфляция за полгода превысила запланированный уровень и составила 9%. Налоги хоть и увеличились, но зафиксирован их существенный недобор по причине явных недостатков в самой налоговой системе. Профицит федерального бюджета составил 73 млрд. рублей, но резервный фонд тает на глазах. Главное же, что темпы роста инвестиций резко упали и составили лишь 1,8%. Экспорт российской продукции сократился на 7%, в то время как импорт возрос на те же 7%; это означает, что потребительский спрос удовлетворяется в значительной степени за счет импортных товаров. На те же 7% выросла задолженность по зарплате, а это уже сильно напоминает предкризисные годы, с той лишь разницей, что тогда мы усиленно брали взаймы и не нужно было платить $17 млрд. по внешнему долгу.
Можно сказать, что сейчас из всех четырех основных видов спроса, которые определяют характер экономического роста, практически не работает не один. Пожалуй, только инвестиционная активность экспортеров, т.е. топливно-энергетического комплекса и транспорта, определяет динамику роста всей экономики. Рост реальных доходов населения "съедается" ростом импорта, экспортный спрос падает, а спрос со стороны государства искусственно тормозится либеральной политикой правительства. Для того, чтобы российская экономика росла на требуемые 8-10% в год, надо провести ряд решительных преобразований. Например, необходимо провести административную реформу, разработать промышленную политику, провести структурные реформы. Однако в проект бюджета-2003 расходы на все это не заложены, потому что главное сейчас – разобраться с проблемой внешнего долга. Но и на отдачу долга, как выясняется, тоже не хватит даже запланированного профицита (не говоря уже о реальном), поэтому правительство будет вынуждено вновь прибегнуть к внешним заимствованиям. По словам экономистов, сокращение вдвое финансового резерва, предназначенного для покрытия долга, – это результат непродуманной налоговой реформы. Формально сниженный налог на прибыль не собирается потому, что ликвидация инвестиционной льготы фактически не снизила, а повысила эффективную ставку налога.
Так чего же добивается Михаил Касьянов, во второй раз обратившись к олигархам? Хочет переложить ответственность с плеч правительства на плечи "капитанов отечественной экономики" или с их помощью разобраться со своими министрами? Отчасти – и то, и другое, и еще третье. Но главное – заручиться как можно более широкой поддержкой перед Кремлем в преддверии больших неприятностей, которые несет непростой 2003 год, причем не в последнюю очередь лично Касьянову, которого с большой вероятностью могут назначить "козлом отпущения".
Свою позицию премьер сформулировал достаточно откровенно: поддержка и прогнозы олигархов нужны правительству для того, чтобы легче было принимать непопулярные и опасные решения. Что делать, если внешнеэкономическая конъюнктура будет складываться не в пользу российского экспорта? Какие отрасли поддерживать, а какие "топить" при вступлении в ВТО? Что делать с авиапромом, с сельским хозяйством, с автомобильной промышленностью, с регулированием рынка металлов, то есть всеми теми чувствительными позициями, которые являются предметом переговоров с партнерами при вступлении России в ВТО? Что ж, хорошо хоть правительство перестало надувать щеки и изображать из себя компетентный штаб либеральных реформ, а честно призналось, что просто не знает, как со всем этим быть. Впрочем, что касается авиапрома, то, похоже, наш президент уже определился в своих предпочтениях, согласившись на недавней встрече с Шираком в обмен на призрачные обещания поддержки по Калининграду закупить французские аэробусы на сумму порядка $600 млн.
По сообщению газеты "Ъ", встречей все остались довольны. Олигархи потребовали вернуть инвестиционную льготу, снизить НДС и единый социальный налог. Было подчеркнуто, что, если правительство действительно настроено на сотрудничество с большим бизнесом, то оно должно быть более ответственным. Похоже, Михаил Касьянов тоже достиг своей цели, по крайней мере показал, что русский мужик не только задним умом силен. Будет поддержка олигархов в преддверии грядущего кризиса или нет – это еще вопрос, но то, что премьеру (в отличие от его предшественников) удалось хотя бы заблаговременно просигнализировать о неспособности правительства контролировать ситуацию, дорогого стоит.
Стало известно, что творили украинские девушки