Друг художников, непонятый крестьянином

Павел Давыдович Эттингер был известным художественным критиком, коллекционером графики (и не только), а главное – весьма заметной фигурой в беспорядочной художественной жизни Москвы первой половины ХХ века




Бывают люди, несправедливо забытые историей. То есть "свои" помнят и любят, а вот широкая общественность – не в курсе. Вот, например, все знают Дягилева, Третьякова, Грабаря и Стасова. А имя Эттингера практически никому не известно. Между тем Павел Давыдович Эттингер (1866-1948) был известным художественным критиком, коллекционером графики (и не только), а главное – весьма заметной фигурой в беспорядочной художественной жизни Москвы первой половины ХХ века.

Практически Павел Эттингер – отец-основатель современной арт-журналистики. В отличие от художника Грабаря, менеджера Дягилева и наукообразного Стасова, писавших в периодические издания по разным причинам, он превратил газетную художественную критику в настоящую профессию. Уже с 1903 г. Эттингер начал выступать как художественный критик – помещал рецензии на художественные выставки в газете "Московские ведомости", часто под псевдонимом "Любитель". А два года спустя уже писал для петербургского "Мира искусства", лондонского Studio, мюнхенского журнала Die Kunst.

В чем заключался секрет его популярности? Прежде всего, Эттингера выгодно отличало знание языков и хорошее образование. Уроженец польского Люблина, получивший среднее образование в Германии, а высшее – в Риге, Эттингер был подлинным представителем европейской культуры. Кроме того, критик обладал прекрасным вкусом, который позволил ему очень рано понять и оценить новые течения в русском искусстве. Он рано познакомился и подружился с Добужинским, Сомовым, Бакстом, Лансере, Богаевским. В.Ватагин присылал Эттингеру свои литографии из Берлина. "Ваш отзыв прибавляет мне градусы к моей работе. Посылая литографии, я боялся, как встретите Вы их. Я вижу указанные Вами недостатки и много других", – почтительно писал художник.

Конечно, не все относились к Эттингеру с подобным уважением. Ведь помимо просвещенных эстетов в России существовал огромный слой полуграмотных любителей искусства, признававших исключительно мрачный реализм передвижников. Один из таких "знатоков", крестьянин Ф.Тищенко, даже написал возмущенное письмо самому Льву Толстому.
"Дорогой и глубокоуважаемый Лев Николаевич!
"Не могу молчать" – скажу Вашими словами. Душа так наболела, что хочется излить свою боль, негодование. Вчера был на выставке картин "Золотое Руно", устроенной журналом того же названия. Вообще все выставки стараюсь посещать. Эту не хотел было видеть, так как по журналу знаю, какая это должна быть выставка. Но "Русские Ведомости" накануне вчерашнего дня поместили статью о выставке как говорящей "новое слово" в искусстве. Хотя я и заметил уже, что г.Эттингер ничего в живописи не понимает, так как у него, очевидно, свиное рыло и вкус свиной, при которых тыква предпочитается апельсинам, и хотя статья заключала одни общие похвалы, общие места и не внушала никакого доверия, но я пошел... Я забесновался с первой же картины и громко высказывал свое негодование. Многочисленная публика, привлеченная той же статьей "Русских Ведомостей", поддерживала меня..."

Удивленный писатель оставил на конверте пометку: "Без ответа".

Страсть к коллекционированию была присуща Эттингеру всю жизнь. Сперва это были полиграфические мелочи – пригласительные билеты, визитки, открытки, репродукции; позже – экслибрисы и европейские плакаты и афиши. Только уйдя на пенсию он, наконец, смог посвятить все свое время любимому делу.

Хотя в собрании Эттингера есть и живопись, и миниатюра, его главной страстью была графика. Известно, что коллекционер поддерживал многих художников: покупал их работы, доставал дорогостоящие, а затем и дефицитные материалы. Работы русских художников стали основой его гигантского собрания: акварели Крымова, пейзажи Остроумовой-Лебедевой, гуаши Ватагина, картины Юона и Фаворского. Позже география памятников изрядно расширилась: литографии Уистлера и Брэнгвина, гравюры Боннара и Фантен-Латура, оттиски Отто Дикса. Коллекция Эттингера поступившая в ГМИИ им. Пушкина в 1949 г., насчитывает более 12 тыс. произведений.

Павел Давыдович не сделал из своей собирательской деятельности коммерческого занятия. Жил на небольшую пенсию, тратя случайные гонорары на расширение своей коллекции. До 1918 года он проживал в скромной квартирке в Варсонофьевском переулке, а после и вовсе теснился вместе со своим собранием в одной комнатке коммуналки на Новой Басманной улице. Сегодня лучшая часть коллекции Эттингера временно заняла несколько залов в ГМИИ им.Пушкина.

Выставка в Музее личных коллекций на Волхонке продлится с 4 августа по 26 сентября.

Выбор читателей