Дауны в сумасшедшем медленном видео

В Москве на будущей неделе пройдет мини-ретроспектива одного из самых известных режиссеров параллельного кино Бориса Юхананова, во время которой будут показаны его фильмы о даунах




Борис Юхананов, основатель параллельного кино в нашей стране, никогда не работал в кино. В качестве средств художественного выражения он предпочитает кинематографу театр и видео, природу которого мифологизировал в теоретических статьях, посвященных открытому им феномену "медленного видео". В соответствии с законами "медленного видео", дающего режиссеру особую власть над запечатляемой реальностью, Юхананов в период 1986-90 гг. снял фильмы "Особняк", "Игра в Хо", "Сумасшедший принц Фассбиндер", "Гамлет", "Сумасшедший принц Японец", "Крылья", "Сумасшедший принц Годар" и многие другие работы, являющиеся частью его глобального видеопроекта "Роман в 1000 кассет".

Юхананов родился в Москве в 1957 г., окончил Воронежский театральный институт и ГИТИС (мастерская Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). В 1984 г. создал первую в СССР независимую театральную группу "Театр-Театр". Примерно в то же время (и тоже первым в СССР) начал художественные эксперименты с видеокамерой. В 1988 г. Юхананов создал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР), которая на много лет стала его личным культуртрегерским проектом.

Главным театральным проектом Юхананова в МИРа на протяжении десяти лет был "Сад" – уникальный эксперимент по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки. Участники "Сада", по словам самого режиссера, "попробовали встать в ситуацию сочинения мифа и одновременно были участниками этого мифа, который сами же сочиняли". Целью эксперимента было увидеть, как этот созданный миф отразится в "личной эволюции" участников спектакля и "одновременно в том искусстве, которое народится на путях созидаемого мифа".

Точкой отсчета стала постановка чеховского "Вишневого сада": "Мы просто стали читать текст как люди, снабженные определенным аппаратом чтения, но читать, как это свойственно театру, играя его сразу. И вот это разыгрывающее чтение текста в том объеме, на который хватало нашего художнического и аналитического диапазона, постепенно оказалось животворящим. И стал рождаться миф о Саде. Видимо таковы были свойства нашего сознания, что оно искало в том или ином тексте миф", – говорит Юхананов. Всего было создано-сыграно-прожито семь вариаций "Сада", которые режиссер называет "регенерациями": в каждом случае это было не только новое рождение спектакля, но и новое рождение мифа о Саде.

Второй по значению проект Бориса Юхананова 90-х годов – "Дауны комментируют мир" – разворачивался одновременно на территории театра и видео. Проект был осуществлен режиссером в сотворчестве с людьми больными синдромом Дауна. Для Юхананова, проповедующего своим искусством идеи антропософии, это был эксперимент над самим собой – психофизическая игра, цель которой – приблизиться к присущему даунам абсолютно чистому целостному сознанию. В процессе осуществления этого проекта дауны были "садовыми существами" в одной из регенараций "Сада" и героями или соавторами (на последнем настаивает сам Юхананов) видеофильмов "Неуправляемый ни для кого" (1995) и "Да, дауны, или Поход за золотыми птицами" (1997).

С 22 по 24 декабря в кинотеатре "Фитиль" пройдет первая мини-ретроспектива "Сумасшедший принц Юхананов", на котором можно будет увидеть фильмы "Сумасшедший принц Японец" (1988) "Игра в Хо" и, наконец, "Да, дауны, или Поход за золотыми птицами" (1997).

Аккуратно закрепив микрофоны-петлички, то и дело оглядываясь на камеру, словно на живое существо, требующее теплоты и участия, больные синдромом Дауна инвалиды Саша, Миша и Леша размышляют о телевидении, каким они видят его и каким никогда не увидим его мы. Они играют в телевидение: дают интервью, берут интервью, ведут репортаж из заповедной страны своих душ. Репортаж превращается в исповедь, исповедь обретает формат ток-шоу, дауны ссорятся, дауны мирятся, дауны находят любовь и теряют дружбу, и все это на век, который длится минуту, и все это на минуту, которая длится дольше, чем жизнь. И все время рядом с даунами – режиссер. В кадре его улыбка демиурга, его руки кукловода и его страстное желание "самому стать дауном" и заслужить этим право комментировать мир...

Фильмы Юхананова с полным правом можно причислить к числу наиболее значительных произведений русской документалистики последних десятилетий. Ныне Борис Юхананов руководит Школой ангелической режиссуры (ШАР) и является одним из создателей "ЛабораТОРИИ" – экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства.

Ретроспектива проходит в рамках клуба СИНЕФАНТОМ и освещается на сайте http://www.cinefantom.ru/

Выбор читателей