Кандидаты 9 партий попадут в новую Думу

Три фактора определяют успех предвыборной кампании: ресурсная обеспеченность, наличие сильных одномандатников и активная работа на региональных выборах

Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) подготовил аналитический доклад "Экспертная оценка кампании по выборам". Политологи сделали прогноз относительно будущего состав Госдумы. Они уверены, что представительство в нижней палате парламента получат 9 партий, из которых 5 -непарламентские.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС 

Однако в комитете подчеркивают, что новички ГД все же не преодолеют 5% барьер, а в саму Думу пройдут только их популярные одномандатники.

Острые выборы в регионах

Исследование РАСО охватывает период предвыборной кампании с 1 по 6 сентября. Эксперты комитета подчеркнули, что, несмотря на то, что по сравнению с предыдущими думскими выборами число партий-участников удвоилось – сегодня их 14, это не сделало предвыборную гонку яркой и интересной. Даже кандидаты, претендующие на мандаты в региональных заксобарниях или муниципальных горсоветах, действуют намного активнее, чем те, кто "состязается" на федеральном уровне.

"Там, где происходят выборы в законодательные собрания или крупные муниципалитеты, повестка выборов в Госдуму отодвигается на второй план. Региональным элитам Госдума менее интересна. Быть депутатом Госдумы сегодня для представителей ФПГ (финансово-промышленных групп – ред.) приносит больше неудобств, чем выгоды. В ряде округов идет настоящая электоральная война", - цитируют авторы доклада слова члена РАСО и политтехнолога Руслана Модина.

Потеря электората на федеральном уровне во многом объясняется тем, что партии решили максимально использовать изменения, внесенные в избирательное законодательство, которые восстановили институт мажоритарных выборов в округах. Определённое количество ресурсов ушло на помощь кандидатам-одномандатникам, для которых агитационная кампания на много важнее, чем для списочников.

Победа единоличников

"Самые интересные в технологическом отношении кампании сейчас проходят в одномандатных округах в Госдуму и законодательные собрания. Там штабы находят новые креативные и технологические ходы", - уверен генеральный директор компании "Вертикаль" и член комитета РАСО Сергей Толмачев.

В исследовании приводится таблица прогнозов по электоральным ожиданиям среди одномандатников. Четверку лидеров возглавляет "Единая Россия" со своими 160-180 потенциально "проходными" кандидатами. У КПРФ – 15-35 возможных депутатов от территорий, а у ЛДПР и "Справедливой России", в среднем, по 10.

Среди непарламентских партий перспективными кандидатами похвастаться могут только "Родина", "Партия Роста" и "Яблоко". У них приблизительно по 2-3 "проходных" кандидата, которые идут по мажоритарным округам.

Единичные шансы на прохождение в ГД по-прежнему остаются у "Зеленых", "Патриотов России", "Коммунистов России" и "Гражданской Платформы". Законченным аутсайдером предвыборного цикла 2016 года эксперты по-прежнему считают "Гражданскую Силу". Политологи не увидели парламентской перспективы у партии, даже несмотря на присутствие в ее общефедеральном списке медийных фигур.

Самые богатые кампании

Тот факт, что партии в агитационной компании, отдали приоритет именно одномандатникам, а не партспискам, отчасти, объясняется проблемой финансирования. Если раньше, в условиях пропорциональных выборов, они тратили все деньги на агитацию за федеральные и региональные списки, то в условиях системы смешанных выборов у многих возникли проблемы с финансовым обеспечением обеих составляющих – и партсписка, и "окружных" кандидатов.

Принято считать, что одномандатникам всегда труднее добывать средства на агитацию, так как они несут персональную, а не партийную ответственность перед спонсорами. Если же им удается привлечь дополнительные средства, то это моментально отражается на электоральных перспективах всей партии – кандидаты, выдвинутые ей по округам, отработают деньги и за себя, и за ту политическую силу, которую они представляют. Таким образом, их "богатая" агитационная кампания увеличивает шансы партии на победу.

По уровню ресурсной обеспеченности предвыборной кампании лидеруют четыре парламентские партии. Интерес представляет их расстановка в этом списке: первое место – "Единая Россия", второе - "Справедливая Россия", третье – ЛДПР, а четвертое - у КПРФ.

Материальная обеспеченность эсеров объясняется их сильными одномандатникам, на которых партия сделала серьезную ставку. Третье место либерал-демократов, наоборот, связано с отсутствием сильных представителей в мажоритарных округах (в ЛДПР не раз выступали против смешанной системы голосования). Самой бедной партией в парламентском пуле оказалась КПРФ, это можно объяснить тем, что она изначально сделала ставку в агитации на персональные встречи с избирателями, что, по сути, освободило ее от серьёзных расходов.

Тройку самых богатых непарламентских партий "справедливо" возглавила "Партия Роста", которая изначально позиционировала себя как "партия бизнесменов", способных оплатить свои агитационные материалы. Втрое и третье места делят "Родина" и "Яблоко", что лишний раз подчеркивает тот факт, что участие сильных одномандатников определяет ресурсный потенциал кампании.

Таким образом, одномандатники задают общий тон всей предвыборной гонке, а их наличие у партии отражается на ее финансовых возможностях, на удержании актуальной повестки, а также на шансах получить думское представительство.

Выбор читателей