Теснота – враг человека

На своей территории человек ведет себя уверенно, на чужой – осторожно. Это в нормальном мире. Но что делать нам, жителям больших городов и служащим офисов, где мониторы свалены в одну кучу на 10-ти квадратных метрах?

Каждый раз, наблюдая за толпой в переходе на Новом Арбате, я натурально чувствую, что мир становится тесен. "Реальность, данная нам в ощущения", пихается, толкается и наступает на ноги. Пространство сужается, людей становится все больше... Практически все мировые столицы прошли через круги ада, пытаясь решить проблему перенаселенности. Но то ли решения у этой проблемы просто нет, то ли градостроителям системного мышления не хватает.

Теснота претит нашему существу – психологи убеждены: личное пространство необходимо человеку, чтобы нормально развиваться. Как-то исследователи с помощью скрытой камеры засняли homo sapiens в трудные минуты тесного общения в часы пик (нью-йоркское и японское метро). Выводы, которые они сделали, были удручающими: когда другие нарушают "правильную", нормальную дистанцию, человек испытывает не только психологический дискомфорт, но и физические муки (повышается кровяное давление, увеличивается активность потовых желез, сужаются зрачки). С точки зрения биологии мы "метим" пространство, правда, не столь очевидными способами, как, например, кошки и собаки. Животные защищают свою территорию от вторжения сородичей, их пространство условно делится на три зоны: "гнездо", "кормушка", "тело". Человек трансформировал эти зоны в: дом, сад (если есть) и личное пространство. Роберт Соммер называл это "индивидуальной зоной комфорта", которую люди создают вокруг себя (или, по крайней мере, пытаются создать). Только внутри этого гнездышка человек чувствует себя спокойно и уютно. На желании "столбить территорию" делает бизнес масса народу: фотографы, производители сувениров (кружки с именами) и одежды с логотипами и пр.

Особенно бесит вмешательство чужаков в т.н. "интимную зону" (от 0 до 50 см). Обычно на таком расстоянии человек общается с детьми, возлюбленным и родителями. Вторжение же сюда чужаков и вызывает агрессию. Помните ужас медведей, когда Маша забралась в их дом? Человек испытывает примерно те же эмоции, когда некто упирается рукой в его драгоценный бок или оккупирует любимый диван.

Интересную картину можно наблюдать в очереди к врачу: стулья заполняются через промежутки, посетители усаживаются так, чтобы не оказаться слишком близко или далеко от первого в очереди. В метро драма разыгрывается по тому же сценарию. К несчастью, не всегда возможно заполнять пространство равномерно: в переполненном лифте, маршрутном транспорте, метро люди стоят так близко, что их тела впечатываются друг в друга. Результаты наблюдения скрытой камерой показали, что мы стараемся игнорировать окружающих до последнего: "зарываясь" в книгу, уходя в разговор с приятелем и т.п. Если это невозможно, пытаемся избегать прямого взгляда и утыкаемся в рекламу.

На ничьей территории человек следует универсальным правилам поведения, на своей ведет себя уверенно, а на чужой – осторожно. Это в нормальном мире. А что же делать нам, жителям больших городов и служащим офисов, где мониторы свалены в одну кучу на десяти квадратных метрах?

Теснота сказывается и на личных отношениях. Один мой приятель, осматривая наши двухкомнатные апартаменты (на троих), вздохнул: "Если бы нам такую квартиру, мы бы с Машей не развелись". Бред, конечно, но отрицательные эмоции способны программировать пространство. В типичной семье все отношения разворачиваются в одной комнате: пара проводит в ней все свое время, растит ребенка, ругается, спит... Китайцы убеждены, что темная энергия способна оставаться в углах комнаты, накапливаться и "портить" психологический климат. Заведите себе место для ругани в коридоре – авось и разводов станет меньше! Но значит – больше детей и меньше места. Замкнутый круг, однако...

Выбор читателей