Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впрочем, чиновные финансисты осознают хотя бы то, что платить по собственным долгам 8% годовых и ссужать федеральное казначейство США под 4% – мягко говоря, не очень логично. Как известно, упомянутая "стерилизация" осуществляется, в частности, через аккумуляцию нефтяных сверхдоходов в Стабилизационном фонде, где к 1 января 2005 г. должно накопиться 575 млрд руб., а в течение следующего года – прибавиться еще 384 миллиарда. Так вот, Минфин планирует на ближайшие годы ограничить размер Стабфонда 500 млрд руб., а все поступления сверх указанного предела направлять на досрочное погашение внешних долгов. По министерским расчетам, в среднесрочной перспективе это позволит использовать на указанные цели дополнительно $30 миллиардов. Таким образом, уже к 2007 г. суверенный долг РФ снизится до $51 млрд против $81 млрд по оригинальному графику платежей.
Безусловно, идею досрочно погасить долги можно только приветствовать. Фокус, однако, в том, что решить данную задачу можно и не залезая в Стабфонд. По любым используемым в экономической теории и мировой практике критериям, да и просто по здравому смыслу, нынешний уровень золотовалютных резервов Центробанка, переваливших за $113 млрд, – более чем избыточен. Их максимальный, он же оптимальный размер – это порядка $60-70 млрд, и даже с учетом валютного покрытия Стабфонда этот размер не должен превышать 80-90 миллиардов. Накопления сверх данного порога означают ничто иное, как неэффективное использование валютных доходов. Следовательно, можно не городить огород, а уже сейчас совершенно безболезненно изъять из резервов Центробанка для досрочного погашения внешних долгов те самые $30 миллиардов. (Целесообразно, может быть, вообще законодательно ограничить накопление официальных международных резервов, привязав их – после того, как расплатимся по долгам – к объему ВВП.) Поступления же в Стабилизационный фонд сверх 500 млрд руб. (эту планку не грех и повысить, как, собственно, и предлагает сделать Минфин после 2006 г.) следовало бы использовать на финансирование не решенных государством задач, которых в стране еще более чем достаточно.
Ну а как все-таки быть с инфляцией? Ведь аргументы минфиновских экономистов имеют свои резоны, и направление значительных дополнительных средств в экономику действительно чревато ее инфляционным перегревом. То, что соответствующие риски вполне возможно нейтрализовать, становится понятно, если посмотреть на реальную динамику денежной массы. За 9 месяцев 2004 г. национальный денежный агрегат М2 увеличился с 3212,7 до 3727,5 млрд руб., но с учетом роста ВВП (до 16,1 трлн руб. в годовом исчислении против 13,6 трлн в 2003 г.) уровень монетизации экономики почти не изменился. В III квартале темпы приращения денежной массы упали до 1,1%. Если, однако, ориентироваться на среднеквартальные темпы, составившие 3,85%, то можно прогнозировать к концу декабря расширение денежной массы до 3871 млрд рублей. Таким образом, уровень монетизации составит 24,0% ВВП против 23,6% в начале года.
Между тем, как показывает зарубежный опыт, в странах с переходной экономикой "нормальный" уровень ее монетизации составляет 40-50% ВВП. Следовательно, российской экономике, в смысле ее монетизации, еще очень даже есть куда расти. Разумеется, не скачками, а, скажем, увеличивая показатель монетизации на 2% ВВП в год в течение 10 лет. В 2005 г. это, соответственно, будет эквивалентно 370 млрд руб., или не менее $12 млрд "лишних" денег, которые через бюджет можно запустить в реальный оборот. Попутно заметим, что данная сумма практически совпадает с прогнозным приращением Стабилизационного фонда. В последующем, по мере роста ВВП, будет расти и абсолютные размер такого рода денежных вливаний.
Кстати, "лишние" средства в государственной казне имеются и вне Стабфонда. Из года в год Минфин занижает в своих прогнозах уровень бюджетного профицита, сама необходимость сохранения которого в нынешних условиях выглядит сомнительной. На следующий год, согласно проекту федерального бюджета, профицит запланирован в размере 278,1 млрд руб., или 1,5% ВВП. А в текущем году профицит вновь оказался существенно выше ожидаемого, что потребовало принятия в ноябре специального закона о распределении дополнительных доходов федерального бюджета в размере 531 млрд рублей.
Нужно, конечно, сделать одну важную оговорку. Говоря о повышении уровня монетизации экономики, имеется в виду принципиальная возможность неинфляционного ввода в экономику дополнительных средств. Это никоим образом не означает, что все будет хорошо само собой. Для нейтрализации инфляционных рисков требуются определенные усилия, в частности, по активизации таких реформ, как ввод в реальный рыночный оборот земельных ресурсов, дальнейшее развитие фондового рынка, приватизация, реструктуризация банковской системы и т.д. То есть всех тех реформ, которые в последнее время продвигаются ни шатко ни валко. Видимо, двигаться в данном направлении сложнее, чем сиднем сидеть на сундуках с деньгами.
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника