Письменное приглашение на работу может быть обманчивым

Даже составленное по всем правилам письменное предложение о работе не гарантирует того, что вы ее получите. В то же время, подписав его, не стоит отказываться от взятых на себя обязательств


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В последнее время на российском рынке труда все более распространенным явлением становится Job-offer (оффер) – письменное предложение о работе. Подобные документы широко применяются в западных компаниях, соответственно, и российские фирмы перенимают опыт. Как правило, оффер включает в себя официальное название позиции, на которую претендует потенциальный сотрудник, основные условия оплаты его труда и перечень функциональных обязанностей. Бумага направляется тому соискателю, которого компания выбрала из числа всех претендентов и действительно готова взять на работу. Кандидат, в свою очередь, ставит подпись, если согласен принять предложение на описанных в документе условиях. Таким образом, и работодателю, и соискателю оффер гарантирует соблюдение договоренностей, достигнутых на этапе собеседования. Но это в идеале.

На российской почве, как это часто бывает, западный опыт приживается с трудом и порой принимает причудливые формы. Сегодня у нас сформировалось довольно неоднозначное отношение к понятию оффера, причем как среди работодателей, так и среди соискателей. Одни относятся к ним с полной серьезностью, другие предпочитают закрывать глаза на любые формальности. О распространенных заблуждениях, связанных с этим понятием, рассказывает руководитель департамента Executive Search и Management Selection для индустрии FMCG "Агентства Контакт" Мария Силина.

Заблуждение первое: оффер – официальный документ

Некоторые кандидаты думают, что оффер – официальный документ. Увы, это не так – в отличие от США и большинства европейских стран, в России он пока не узаконен. Иными словами, сегодня офферы в наших компаниях не имеют реальной юридической силы. И даже "дочки" международных компаний в России живут по российским законам. Известен случай, когда кандидат подписал оффер с представительством западной компании, согласно которому он должен был выйти на работу через полтора месяца. За это время в организации произошли значительные перемены: сменилось руководство компании, причем как глобальное, так и местное, изменилась стратегия компании, оффер отозвали в одностороннем порядке. Конечно, подобные случаи единичны. Заведомо нечистоплотная компания просто не станет предлагать никаких офферов. Тем не менее такое случается, и следует об этом помнить.

Заблуждение второе: в отказе от подписанного оффера нет ничего страшного

Второе заблуждение вытекает из первого. Кандидаты считают, что если оффер – лишь простая формальность, значит, подписывать его либо вообще не имеет смысла, либо не стоит придавать ему большого значения: можно принимать выгодные предложения от других работодателей и при случае менять свое решение. Безусловно, в суд на таких кандидатов работодатель подавать не станет, но черное пятно на репутации соискателя в любом случае останется. Рынок работодателей, на первый взгляд, достаточно широк, но если каждый из нас попытается составить список компаний, в которых он хотел бы работать (в рамках своей отрасли), у многих с трудом наберется даже десяток. Информация о "непорядочном" кандидате может выйти за пределы одной компании довольно быстро, и не известно, сколько компаний в отрасли будет знать об этом инциденте через несколько лет.

Заблуждение третье: контроффер – гарантия лояльности текущего работодателя

Часто сотрудникам, задумавшим сменить работу и уже получившим приглашение от новой компании, поступает встречное (и весьма заманчивое!) предложение со стороны текущего работодателя. У большинства кандидатов в таких случаях возникает ощущение, что прежний работодатель очень сильно в них заинтересован, с начальством сложились хорошие взаимоотношения, а зарплата и премии будут выше, чем раньше. Но зачастую это ощущение обманчиво. В реальной ситуации вполне возможно, что к данному сотруднику станут относиться нелояльно, как к человеку, способному в любой момент уйти из компании. В одном из похожих эпизодов фигурировал кандидат, которого больше всего интересовала возможность карьерного роста. Когда он пришел с заявлением об уходе, работодатель предложил ему позицию менеджера и предоставил одного подчиненного, при условии, что специалист обучит его за несколько месяцев. После того как сотрудник согласился и выполнил поставленную задачу, он был уволен, а вот подчиненный остался.

Перечисленные заблуждения способны повлиять на репутацию многих работников. "Черный список соискателей" постоянно пополняется, а учитывая тот факт, что сотрудники HR-департаментов могут менять место работы, переходя в новую организацию со списком из прежней, эта база данных постепенно становится достоянием общественности.

Как же нужно вести себя с офферами? В первую очередь, работодателям и рекрутинговым агентствам необходимо лоббировать вопрос об их легализации в России. Так или иначе, в обозримой перспективе он должен быть решен. А посему соискателям пора привыкать к тому, что оффер – это все-таки документ, пусть даже неофициальный. Это значит, что кандидат вправе просить у работодателя прописать все обсужденные условия в письменной форме. Также он вправе взять время на "подумать" (как раз в этот момент у соискателя и появляется возможность сходить поговорить с текущим руководством). С другой стороны, уже подписав оффер, кандидат не должен смотреть по сторонам и отказываться от взятых на себя обязательств. Таким образом, рынок де-факто начнет вести себя по нормальным мировым стандартам, а там, будем надеяться, и решение вопроса де-юре не заставит себя ждать.

Выбор читателей