Капремонту домов прописали перезагрузку

Законодатели предложили улучшить программу капитального ремонта кредитованием, техническим регламентом и скидками. Обещано также ужесточение правил использования средств в этой сфере

Программа капитального ремонта жилых домов, запущенная три года назад, работает не эффективно и нуждается в модернизации. К такому выводу пришли члены президиума Совета законодателей РФ, которые 18 февраля провели первое в этом году заседание.

Фото: Евгений Курсков/ ТАСС

Участники заседания еще раз подчеркнули: взимание денег на приведение жилищ в божеский вид целиком оправданно и неизбежно. В стране более половины жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. Своими силами государство не может решить такую задачу, а потому настойчиво просит граждан войти в долю.

В настоящий момент средний уровень собираемости взносов на капремонт достигает почти 80%. За два года было собрано более 50 млрд рублей в региональных фондах и на специальных счетах, принадлежащих жильцам. По программе ремонт сделали в 20 тыс. домов по всей стране, более 4,5 миллионов граждан улучшили условия проживания.

Тем не менее и властям, и гражданам хотелось бы, чтобы выполнение программы шло быстрее. "Одним из способов решения финансовых вопросов в сфере ЖКХ может стать применение механизмов кредитования капитального ремонта", - заявила на заседании спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, такие кредиты должны выдаваться на льготных условиях. Федеральным и региональным органам власти предлагается субсидировать проценты по ним "для решения острейшей социальной задачи приведения жилых домов в надлежащее состояние".

Чтобы деньги на капремонт не утекали сквозь пальцы и не обесценивались, нужно ужесточить контроль за нецелевым использованием средств и предусмотреть механизмы их защиты от инфляции. Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис пообещал, что правила регулирования будут законодательно ужесточены в ближайшие месяцы. По ним будет определяться размер взноса, план работ и санкции к региональным властям в случае его невыполнения.

Среди других предложенных Матвиенко мер по улучшению программы капремонта - утверждение регламента проведения ремонтных работ. По нему исполнители будут обязаны проводить мероприятия по энергосбережению домов, обеспечивать здания доступом в интернет, отдавать предпочтение отечественным технологиям и материалам.

Традиционно самый больной вопрос, связанный с капремонтом, - размер ставки. Плата, по словам Матвиенко, должна зависеть от типа здания, этажности, сроков эксплуатации и других конструктивных особенностей. При этом федеральным властям предложено контролировать обоснованность минимального тарифа в каждом регионе: времена нынче сложные, все хотят сэкономить, но деньги на капремонт тоже откуда-то надо брать.

Для пенсионеров и инвалидов с 2016 г. предусмотрены скидки от базовой ставки взноса на капремонт. Правда, из-за неповоротливости региональных чиновников в некоторых субъектах федерации до сих пор не определен порядок оформления этих преференций. В связи с этим сенатор Дмитрий Азаров заявил, что механизм предоставления льготы должен быть максимально упрощен.

Он также предложил провести реальную оценку объема недофинансирования капитального ремонта, разобраться в причинах и обеспечить выработку необходимых мер. "Нужно разработать комплекс мер по реформированию системы ценообразования при проведении таких работ, утвердить на федеральном уровне требования по обязательной разработке проектно-сметной документации по проведению работ по капитальному ремонту", - добавил сенатор.

В ходе заседания законодатели обсудили и другой животрепещущий вопрос - систему кадастровой оценки недвижимости. По новым законам, налог на имущество должен рассчитываться, исходя из кадастровой оценки его стоимости; на новую систему исчисления перешли уже 59 регионов. Однако законодатели отмечают, что в последнее время жалобы на несправедливую кадастровую оценку льются сплошным потоком. За прошлый год их число составило 30 тысяч. После рассмотрения жалоб суммарная стоимость неправильно оцененной недвижимости снизилась на 1 трлн рублей.

Валентина Матвиенко заявила, что главной проблемой является "непрозрачность и субъективность определения кадастровой стоимости объекта". Формула ее расчета так и не определена, перечень оценивающих организаций не утвержден. Чиновники на местах, пользуясь предоставленным им правом, устанавливают максимальную ставку налога на имущество.

Для исправления ситуации председатель Мосгордумы Алексей Шапошников* предложил ввести общие параметры оценки недвижимости на территории страны, а также создать специализированное бюджетное учреждение, которое будет проводить оценку и нести за это ответственность. Методика кадастровой оценки объектов недвижимости в настоящий момент несовершенна, сказал депутат, но это не снимает с оценщиков ответственности за плохо выполненную работу. Шапошников предложил ввести ответственность для специалистов, осуществляющие кадастровую оценку недвижимости, если заявленная ими стоимость по кадастру будет оспорена в суде. Эта радикальная мера предостережет оценщиков от завышения стоимости объекта.

В завершение спикер Госдумы Сергей Нарышкин попытался сгладить острые углы, обозначившиеся в ходе заседания. По его словам, отладка кадастровых расчетов и внедрение систем капремонта домов идут не без проблем, но ситуацию нужно рассматривать в комплексе. "Вряд ли дискуссия даст положительный результат, если вместо профессиональных аргументов и предложений лишь искать виноватых, оправдываться дефицитными бюджетами или валить все на негодное исполнение законов", - сказал он.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей