Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В текущем году социально-экономическое развитие России будут определять следующие факторы. Позитивную роль сыграет некий "запас прочности" в виде золотовалютных резервов, инерции роста и относительно высокого уровня доверия бизнеса и населения. Негативное влияние окажут: снижение мировых цен на экспортное сырье в целом и на нефть в частности, нерешенность структурных проблем, рост коррупции. Однако одним из определяющих и наиболее болезненных факторов для России останется продолжающееся бегство капитала.
Основные причины бегства капитала остались прежними. Как правило, капитал бежит из страны, потому что боится и/или потому что некуда вкладывать. У нас и то, и другое. Из-за нежелания или неумения государства решать ключевые стратегические и структурные проблемы (незащищенность собственности, произвол монополий, деградация депрессивных территорий, разложение госаппарата) субъекты экономики: а) опасаются вкладывать и б) им просто некуда вкладывать заработанные благодаря хорошей конъюнктуре средства.
Однако в последнее время возникли и новые причины. Среди них можно выделить, во-первых, усиление коррупции, которая приняла системный, институциональный характер и весьма существенно превысила ельцинские масштабы. По оценкам бизнесменов, "взяткоемкость" решений российского государства под демагогические разговоры о его дебюрократизации выросла за 2000-2001 годы вдвое. Многие государственные решения принимаются исходя из коррупционных побуждений. Затем – либерализация валютного регулирования, расцененную капиталом как предвестие полной амнистии за все "прегрешения". И, наконец, ухудшение перспектив российской экономики из-за наглядного нежелания государства реагировать на стратегический вызов, брошенный ему удешевлением нефти.
Аналитики в один голос отмечают еще одну тревожную тенденцию – опережающий рост импорта, который уменьшает устойчивость платежного баланса. "В начале 2001 года мы ожидали рост импорта на уровне 10-13%. Тот факт, что он растет 20%-ным темпом, достаточно тревожен", – считает аналитик "Альфа-банка" Наталья Орлова. В 2000 году (с учетом услуг) импорт вырос на 17,8%, а в 2001-м – уже на 18,5%. Экспорт же, увеличившись в 2000 году на 24,6%, в 2001-м уменьшился на 2,1% (в третьем квартале – на 2,4%, в четвертом – на 15,6%). В итоге положительное сальдо текущих операций в 2001 году упало на 26,1% (с $46,3 до $34,2 млрд.). Спад продолжался в течение года неуклонно: в первом квартале на 3,4%, во втором – на 13,8, в третьем – на 27,6%, а в четвертом – и вовсе в 2,3 раза.
По словам Натальи Орловой, основная неопределенность связана с тем, что пока непонятно, спровоцирован ли этот рост конечным потреблением или связан с экономическим и инвестиционным ростом. "В дальнейшем, если будет преобладать рост конечного потребительского спроса, это скажется, конечно, очень неблагоприятно с точки зрения способности ЦБ увеличивать свои золотовалютные резервы и подпитывать экономику ликвидностью", – сказал она.
Само по себе снижение притока валюты при стабильном оттоке может означать, несмотря на баснословные золотовалютные резервы и внешние займы, угрозу разрушительной девальвации.
Впрочем, многое будет зависеть и от того, как сложатся дела в экономике в 2003-2005 годах. Например, в 2002 году, по мнению экономиста, опасность будет иной: рефлекторное ужесточение финансовой политики, по принципу currency board ориентированной на приток валюты. Она и так была чрезмерно жестка, "замораживая" деньги в бюджете (1 октября 2001 года неиспользуемые остатки только федерального бюджета достигли 264,3 млрд. руб.). В ноябре денежная масса сжалась на 0,1% – впервые (кроме январских сокращений) с августа 1998 года. В январе-ноябре 2001 года ее рост составил лишь 25,8%, в то время как за аналогичный период 1999 года она выросла на 39,4%, а за тот же период 2000 года еще больше – на 42,1%.
Есть реальная опасность, что наше либеральное правительство захочет обуздать инфляцию, причина которой кроется, кстати, отнюдь не в избытке денежной массы, а в произволе монополий, ужесточением финансовой политики по образцу 1995-1998 годов. Этот курс не только доказал свою безнадежность с точки зрения достижения поставленных целей – он также может подорвать банковскую систему и вызвать новый кризис неплатежей. Он уже ухудшил финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий России: если в январе-октябре 2000 года он был лучше прошлогоднего в 1,9 раза, то в январе-октябре 2001 – на 6,5% хуже. В реальных ценах ухудшение финансового результата в августе-сентябре достигло 22,4%, а в октябре – 26,5%.
Один из признаков ухудшения положения предприятий – рост числа безработных. Этот рост наблюдался с июня и составил 232 тыс. чел., в том числе в ноябре – 100 тыс. Всего же безработица выросла с 8,5 до 8,8%. Об ухудшении положения говорит и рост долга по зарплате. Так, за сентябрь-ноябрь он вырос на 6,3%, а с начала года – на 9,8%. Долг по выплатам на предприятиях с начала года вырос на 12,7%.
Несмотря на "запас прочности", досрочную выплату и скупку внешних долгов (из-за чего в 2003 году не будет "пика выплат"), эти тенденции сделают 2002 год предкризисным.
Что надо делать, чтобы избежать кризиса?
Прежде всего, взяться за решение структурных проблем. Кроме того, для быстрого улучшения положения необходимо ограничить либерализацию валютного регулирования, равно как и другие, необдуманно форсируемые либеральные реформы, включая реформу ЖКХ и форсированное вступление в ВТО, и начать стимулировать экспорт. Меры по существенному ограничению доступа иностранных товаров на российский рынок принимать только "в обмен" на разработку отраслевыми объединениями бизнесменов реалистичных программ развития соответствующих производств.
Надо, наконец, разработать программу развития производительных сил, причем как с отраслевой, так и с региональной привязкой. Там, где самостоятельной активности бизнеса недостаточно – стимулировать ее мерами государственного регулирования.
Компенсировать прямыми гарантиями государства недостаточную защиту собственности и приток инвестиций, причем там (например, в ТЭКе), где есть превышение инвестиционным циклом цикла политической стабильности, поскольку в этих отраслях инвестиции начинают приносить прибыль при третьем президенте.
Надо активизировать внебюджетное стимулирование инвестиций, например, с помощью переучета Центробанком векселей первоклассных заемщиков, что удержит рубли в производстве и сделает приток капиталов инфляционно безопасным.
Стало известно, что творили украинские девушки