В Таджикистане усопшие сочетаются браком с деревьями

        На крыше мира, в таджикском Горном Бадахшане, по сей день сохранился древнейший погребальный обряд. Если умирают мужчина и женщина, не успевшие при жизни жениться или выйти замуж, их, уже мертвых, местный священнослужитель - халифа - сочетает браком с деревом. Только так душа умершего будет принята Богом.
        Долина Хуф расположенана высоте более 2000 м над уровнем моря. Добираться до этих мест приходится по узкой дороге, постоянно ползущей вверх вдоль высоченного ущелья, на дне которого пенится горная река.
        В Хуфе проживают несколько десятков семей. Никто из старожилов не помнит, когда предки нынешних хуфцев поселились в горной долине и что вынудило людей подняться так высоко в горы. По одной из версий, это пришлось сделать из-за постоянных набегов соседей из приграничных афганских селений.
        Здесь, как и во многих памирских высокогорных селениях, совсем другая жизнь. Кажется, что ты на другой планете: в Хуфе свои обычаи, язык и образ жизни.
        На Памире и по сей день легко можно встретить человека, ни разу не покидавшего родных гор и знающего о жизни в мире лишь по рассказам односельчан, спускавшихся вниз, в долину.
        Много интересного в этих краях, но самое удивительное порой начинается, как ни странно, после смерти.
        В погребальном обряде народов Горного Бадахшана многое осталось от зороастризма. Местные обычаи смешались с исламскими канонами, и уже трудно отделить одно от другого.
        Мусульманские священнослужители одно время боролись за чистоту веры, но потом им пришлось отступить. По словам памирского халифы Нафасшо, тысячелетние традиции оказались сильнее: "Исламское и неисламское настолько сблизилось, что порой трудно определить, где что. Трудно спорить с людской памятью".
        Во время погребального обряда по-хуфски важно, был ли человек при жизни женат или замужем. Если нет, до похорон тела умерших женщины или мужчины сочетаются узами брака с деревом.
        "Да, есть такой обычай. Он исполняется до сих пор. Дерево должно быть неплодовым. Обряд этот обязателен, иначе душа не успокоится и не сможет предстать перед Богом", - говорит халифа Нафасшо.
        Тело умершего выносится на улицу, к дереву, которое выбрали заранее, например, к тополю. Мулла совершает "никох" - обряд бракосочетания.
        Перед самым началом "брачной" церемонии зажигается огонь. В специальной чашке горит фитиль, смоченный в масле. Священный для памирцев огонь обходит всех, и затем родственники умершего выносят тело на улицу.
        Когда на рассвете огонь догорит, душа, по местным поверьям, покинет мир живых. А чтобы душе было легче прощаться с родными, специально приглашенные музыканты исполняют "мадо".
        "Мадо" - памирские поминальные песни весьма философского содержания. В них поется о бренности и быстротечности жизни.
        На третий день, когда, согласно религиозным верованиям, душа отправляется к Всевышнему, "мадо" исполняют всю ночь, а народ, собравшийся в доме покойника, бодрствует. Люди говорят, душа человека прощается с родными.
        В Горном Бадахшане брак с деревом может заключить и живая женщина, которая очень хочет замуж, но до этого по разным причинам у нее умирали мужья.
        Очередной влюбленный мужчина остерегается брать такую женщину, и тогда она сочетается браком с деревом. Согласно поверьям, после такого бракосочетания человеку уже ничего не угрожает.
        Невесту в специально назначенный срок отводят к дереву, где совершается уже описанный обряд "никох".
        Когда гости веселятся, невеста остается на время с новым супругом-деревом. Выйти замуж в очередной раз женщина сможет только, когда дерево засохнет.
        Если этого не происходит и растение продолжает зеленеть, то женщину выдают замуж за другое дерево, пока сельчане не добьются нужного результата.

BBC

Новости партнеров

Выбор читателей