Комитет Госдумы одобрил право задержанного на звонок родственникам в течение трех часов

Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, который гарантирует задержанному право на один телефонный звонок близким не позднее трех часов с момента доставления в орган дознания.

Авторами поправок выступила группа депутатов во главе с председателем комитета Павлом Крашенинниковым.

Согласно тексту законопроекта, "задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания". Отказ от данного звонка также будет протоколироваться.

Целью поправок является "создание эффективной возможности для задержанного своевременно сообщить о его задержании и местонахождении родственникам, в том числе в целях надлежащего и своевременного обеспечения его права на защиту и выбор защитника", подчеркивают парламентарии.

Авторы поясняют, что закон "О полиции" уже устанавливает право задержанного на звонок в трехчасовой срок для того, чтобы сообщить близким о своем местонахождении. Однако в Уголовно-процессуальном законодательстве эта норма прямо не зафиксирована, а срок для уведомления дознавателем, следователем установлен значительно больший.

Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс России предусматривает уведомление только родственников, в то время как в законе "О полиции" такое ограничение отсутствует. Его наличие в УПК, "как представляется, не имеет надлежащих конституционных оснований", говорится в сопроводительных документах.

"Предлагается концептуально данный проект поддержать, принять в первом чтении и тщательно поработать при рассмотрении ко второму чтению", - заявил сегодня в ходе заседания комитета его первый зампред Виктор Пинский. По словам депутата, есть разумные опасения о том, что право на звонок может нарушить тайны следствия. Также, есть неясности в отношении того, на каком языке задержанный будет звонить.

"Эти обстоятельства надо отработать во втором чтении", - сказал он.

"Давайте на октябрь его (рассмотрение законопроекта) ставить", - добавил со своей стороны глава комитета Павел Крашенинников. 

Новости партнеров

Выбор читателей