Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Экстремальные тепловые нагрузки
на составляющие элементы механизмов, будь то двигатель внутреннего сгорания,
тормозная система поезда или многотонный автоматический молот на сталелитейном
производстве, всегда доставляли инженерам немало хлопот. В обыденной жизни нас
окружает множество устройств, построенных с использованием материалов с
удивительными свойствами, часть из которых сопровождает человечество с
незапамятных времен. Одним из них является хризотил – волокнистый минерал, из
которого производят более 300 видов промышленной продукции. Из него производят
шифер, фасадные плиты, трубы, огнеупорный картон, сальники и набивки для
нагревающихся элементов станков, накладки на тормозные колодки и многое другое.
Впрочем, во многих отраслях его полезные свойства избыточны по отношению к
решаемым задачам. Чтобы оценить его выдающиеся свойства лучше обратиться к "экстремальным"
примерам, полностью раскрывающим его потенциал.
Черный ящик
Каждый самолет в небе нашего времени оснащен бортовым самописцем – устройством, фиксирующем нештатные ситуации. Он должен выдержать крушение самолета, что включает в себя удар после падения с многокилометровой высоты и крайне вероятный пожар. Между тем, температура горения авиационного топлива превышает 1000°С, что при учете высокой интенсивности возгорания может расплавить ряд конструктивных элементов самого самолета или пострадавшего объекта менее чем за 5 минут.
Что же делать? Внутренняя защитная оболочка бортовых самописцев в 1956 году, на заре рождения этих устройств, была изготовлена из хризотилового волокна. Хризотил выдерживает нагрев до 1500°С, а при превышении температурного порога становится хрупким, но не загорается. При этом он обладает низкой теплопроводностью, что позволяло сохранить нежную фотопленку, использовавшуюся для фиксации повреждений.
"Сода" для танка
Устойчивость хризотила к нагреву и механическим повреждениям нашла свое применение и в военной промышленности. В советских и российских танках Т-72, Т-80 и Т-90 топливные трубки защищены системой "Сода", созданной на основе хризотилового волокна. Она не только сопротивляется огню, но и горючим веществам, к примеру, напалму. Как известно, его опасность состоит не только в высокой температуре горения, но и продолжительности воздействия липкого горючего вещества. Его очень сложно потушить, так что предполагается, что в боевой ситуации танку какое-то время надо выживать, будучи частично охваченным пламенем. "Сода" как раз и дает это время для системы топливных патрубков.
Хризотил обеспечивает дополнительную защиту патрубков от механического воздействия и неблагоприятных погодных условий. Волокно не гниет, не подвержено воздействию воды и множества химически активных соединений. В случае военной техники это практичный и удобный вариант, ведь обслуживание танка "в поле" и так довольно сложный и трудозатратный процесс.
Серфинг на вулкане
В 1938 года два ученых совершили дрейф на лаве во время извержения Ключевского вулкана на Камчатке. Они смогли преодолеть более 2 километров, встав на еще не расплавившийся кусок камня, плывущий по огненной реке. Температура часто достигала 270–300°С. Бесстрашные испытатели были облачены в хризотиловые ботинки и стояли на листовом хризотиле. Им было очень горячо, но никаких повреждений вулканологи не получили – их защитила низкая теплопроводность хризотилового волокна.
"Мы не могли просто стоять на горячей движущейся корке, так как ее температура была 270—300°C, поэтому нам приходилось взбираться на угловатые выступы, чтобы ветер остудил наши асбестовые башмаки. Во время работы мы подстилали под ноги листовой асбест, и все равно нам приходилось часто стоять, подобно аистам, на одной ноге", — вспоминали ученые в своих дневниках.
Преступления удалось предотвратить