Производителей мобильников оплакивать рано

Несмотря на последние финансовые неудачи крупнейших производителей сотовых телефонов, о масштабном кризисе в секторе телекоммуникационных технологий говорить преждевременно




У одного из крупнейших в мире производителя мобильных телефонов Ericsson проблемы: в конце прошлой недели стало известно о резком падении акций компании. 17 октября котировки акций Ericsson упали сразу на 24%; всего за один день компания подешевела на $14,8 млрд, что стало самым значительным показателем единовременной "уценки" за последние пять лет. Плохие новости от Ericsson потянули за собой падение акций остальных производителей телекоммуникационного оборудования. Так, ценные бумаги Nokia потеряли 3,2%, Alcatel-Lucent – 4,5% , акции Motorola упали примерно на 1%, Nortel – на 3%, показатели Cisco сместились вниз приблизительно на 2%.

Панику спровоцировало опубликование итогов деятельности Ericsson за III квартал 2007 года. Хотя продажи за этот период составили $6,7 млрд, что превысило прошлогодние показатели на $300 млн, чистая прибыль ($620 млн) оказалась на 36% меньше, чем в том же квартале 2006 года. Помимо неутешительных текущих данных, президент Ericsson Карл Генрик Сванберг сделал не менее пессимистический прогноз относительно IV квартала, предупредив, что выручка вновь может не оправдать ожиданий.

Называются несколько причин происходящего.

Во-первых, это крупные инвестиции в сети третьего поколения, которые активно вводятся в эксплуатацию во всем мире. Напомним, что мобильные сети третьего поколения, или 3G – это термин, принятый для обозначения следующего этапа развития возможностей мобильной связи. От сетей второй поколения GSM (2G) и сетей переходного периода GSM+GPRS (2,5 G) они отличаются, в первую очередь, более высокой скоростью передачи данных, а также более широким спектром предоставляемых услуг и их высоким качеством. Первая в мире сеть третьего поколения была запущена в коммерческую эксплуатацию в Южной Корее в октябре 2000 года. В мире в настоящий момент существуют два стандарта 3G: UMTS (или WCDMA) и CDMA-2000. UMTS распространен в основном в Европе, CDMA-2000 – в Азии и США. Инвестирование в разработку и внедрение таких систем по всему миру требует достаточно больших капиталовложений, которые не могут окупиться в краткосрочном периоде, а значит, до того, как темпы роста данного рынка возрастут, компаниям не придется ждать увеличения прибылей. Ситуация вполне логична: после покупок лицензий многие сотовые операторы, первыми откликнувшиеся на инновацию, не смогли погасить кредиты, поэтому им пришлось продавать активы. Теперь выжившие закупают оборудование исходя из собственных прогнозов, а производители тем временем не могут обеспечить ожидаемые уровни продаж.

Во-вторых, компании говорят о неоправданных ожиданиях на рынке Северной Америки. Показав негативную динамику после рождественских праздников, продажи так и не вышли на запланированный уровень. И хотя спрос в таких странах как Япония и Китай по сравнению с прошлым годом возрос, а поставки из-за рубежа составляют более 60% от общего объема данного рынка, повышается конкурентоспособность внутренних производителей. Уже в 2006 г. треть мобильных устройств была выпущена в Китае, а китайская Huawei заключила свой первый контракт с американской компанией, обозначивший начало активной экспансии на рынке США. Сегодня этот молодой и многообещающий производитель планирует выйти также на европейский рынок.

В связи с этим возникает и третья проблема: вынужденное понижение цен на сотовые телефоны. Известно, что китайские производители отличаются самыми низкими издержками и, коль скоро они приняли решение идти на зарубежные рынки, остальным просто не останется ничего иного, кроме как снижать цены на свою продукцию.

Теперь обратимся к ситуации на российском рынке. По мнению экспертов, он остается инвестиционно привлекательным, так как обладает большим потенциалом роста. Характерной чертой российского рынка мобильной связи является рост объемов продаж в денежном выражении при снижении в количественном. Это обусловлено, в первую очередь, развитием систем кредитования и, как следствие, повышением средней стоимости покупаемого телефона. Именно это не дает производителям телефонов "уйти в минус" на российском рынке. Признанными лидерами здесь по-прежнему являются Nokia, Samsung, Motorola, BenQ-Siemens и Sony Ericsson. А что касается сетей третьего поколения, Россвязь выставляет на конкурс частоты, и в ближайшее время на территории России должны начать работу как минимум 3-4 оператора, использующих стандарты нового образца.

Аналогичные тенденции наблюдаются сегодня и на ряде других развивающихся рынках сотовой связи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспективы сотового рынка по-прежнему весьма благоприятны. Последние финансовые неудачи основных производителей сотовых телефонов – еще не повод говорить о масштабном кризисе в секторе телекоммуникационных технологий рано. Скорее, это лишь временное ухудшение конъюнктуры.

Выбор читателей