Выход Грузии из СНГ не принесет ничего хорошего большинству населения

        Прекращение членства Грузии в СНГ для большинства населения этой страны будет означать разрыв или значительное осложнение традиционных хозяйственных и гуманитарных связей с Россией и другими странами Содружества, считают эксперты.
        Наибольшие потери Грузия может понести прежде всего в экономической сфере и, в частности, в таком чувствительном для нее секторе, как сельское хозяйство, прогнозируют эксперты. Именно в сельском хозяйстве занята половина трудоспособного населения Грузии, отмечают они.
        "Продукция, производимая в этом секторе экономики, реализуется в основном в странах СНГ, и выход Грузии из существующей в рамках данной организации системы преференций в торговле сельхозтоварами неизбежно вызовет сокращение возможностей Грузии на этих рынках", - подчеркивают эксперты.
        По их мнению, очевидные в силу зачастую низкого качества грузинской продукции (яркий пример тому - запрет на ввоз на территорию России грузинских вин и минеральной воды "Боржоми") трудности с поиском альтернативных рынков сбыта вызовут падение доходов от экспорта, затоваривание нереализованной сельхозпродукции, банкротство производителей и переработчиков. Как следствие, это приведет к росту безработицы. По официальным данным на середину 2005 г., в Грузии было до 370 тыс. безработных, или 18% трудоспособного населения, а по неофициальным - и все 40%, отмечают эксперты.
        По их мнению, в случае выхода Грузии из СНГ неизбежно будет подвергнуто ревизии с точки зрения экономической целесообразности и другое принципиально важное для грузинских властей направление взаимодействия - энергетическое сотрудничество.
        "С учетом того факта, что собственные генерирующие мощности Грузии покрывают лишь 40% энергопотребления республики, а недостающие 60% добираются в основном за счет поставок из стран СНГ и, прежде всего, России, и без того непростая ситуация в обеспечении страны энергоресурсами может значительно ухудшиться вследствие их прогнозируемого удорожания. Это, в свою очередь, может стать причиной очередного обострения социально-экономической обстановки в стране", - говорят эксперты, напоминая, что ежегодные зимние энергокризисы стали уже традиционными.
        Может измениться не в пользу Грузии и товарооборот с Россией, полагают специалисты.
        Россия является основным торговым партнером Грузии на пространстве СНГ - товарооборот в 2005 г. составил $505,8 млн (в 2004 г. - $336,7 миллионов). При этом удельный вес Грузии в товарообороте России в 2005 г. составил примерно 0,1%, в то время как доля России во внешнеторговом обороте Грузии - 16% (Азербайджан - 7%, Украина и Туркмении - 6%).
        "Выход Грузии из торговых преференций в рамках СНГ и, как следствие, отказ от статуса наибольшего благоприятствования, может негативно сказаться на объемах взаимной торговли", - прогнозируют эксперты.
        По их мнению, еще одним немаловажным последствием выхода Грузии из СНГ может стать и возможное осложнение связи с родиной грузинской диаспоры, проживающей в странах СНГ.
        "Только по официальным данным, в России трудится около 800 тыс. граждан Грузии. По ориентировочным оценкам грузинских экспертов, размер ежегодных валютных поступлений по различным каналам из России в Грузию колеблетсся в пределах $1,25-2 млрд, что составляет около 20% ВВП Грузии и намного превышает общий объем предоставляемой ей иностранной помощи", - подчеркивают эксперты.
        С точки зрения возможного ущерба военно-политической составляющей сотрудничества, эксперты отмечают прекращение действия принятых в рамках Содружества решений Совета глав государств СНГ о пребывании Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта.
        "В этой связи наиболее чувствительным для грузинской стороны может стать постановка в рамках СНГ вопроса об отмене решения СГГ СНГ от 19 января 1996 г. "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия", которое ограничивает связи стран СНГ с Абхазией по государственной линии", - подчеркивают эксперты.
        Помимо этого, по их словам, Грузия может лишиться возможности взаимодействовать и координировать свою деятельность в формате силовых и специальных подразделений на постсоветском пространстве, потерять свое представительство в Антитеррористическом центре СНГ, Совете министров внутренних дел, Совете руководителей органов безопасности и специальных служб, в Координационном совете генеральных прокуроров, Совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ и других структурах.

Новости партнеров

Выбор читателей