В ходе эксперимента "пропало" третье измерение

Коллектив исследователей лаборатории сильных магнитных полей при лаборатории Лос-Аламоса во время изучения кристаллов барий-медного силиката неожиданно обнаружил интригующий феномен: приложенное к образцу магнитное поле внутри вещества потеряло характеристики в одном из измерений, став двумерным.
        Изучаемый материал хорошо известен – это краситель, созданный и использовавшийся около 2500 лет назад в древнем Китае. Однако, как выяснилось, дело не только в материале.
        Проанализировав ход опыта, ученые обратили внимание на то, что "пропажа" измерения происходит в очень сильном поле (около 23 тесла) при сверхнизкой температуре (в интервале от 1 до 3 кельвинов – почти абсолютный нуль). Это говорит о том, что вещество в то время находилось в редко наблюдаемом состоянии бозе-эйнштейновского конденсата.
        В таком состоянии может происходить много чего экзотичного, однако, магнитное поле не должно менять своей пространственной мерности. "Уменьшение числа измерений, — говорит сотрудник лаборатории Нейл Харрисон, — оказалось сюрпризом".
        По общему мнению сотрудников лаборатории, имевших отношение к эксперименту, потеря измерения вызвана необычным поведением атомов.
        При низкой температуре атомы в бозе-эйнштейновском конденсате объединяются в так называемые куперовские пары, теряют свою уникальность и ведут себя одинаково. В этом состоянии у барий-медного силиката, к тому же, включается эффект так называемой геометрической фрустрации: внутри решетки материала во всех точках вектора напряженности поля лежат только в одной плоскости.
        Это чрезвычайно важное открытие, которое поможет сделать очередной шаг к пониманию квантовых явлений.
        До настоящего времени двумерное поле никогда не наблюдалось.