В Москве выставляется политкарикатурист, которого сравнивают с Босхом

        Возможность взглянуть на перипетии современной российской политики глазами "лучшего художника всех времен и народов в карикатуре" - по опросу журнала Witty World, самого авторитетного издания в этой области - появилась у москвичей.
        В музее академика Сахарова открылась выставка политической сатиры Михаила Златковского, художника, некогда запрещенного в России и до сих пор более известного за рубежом, чем на родине.
        У Златковского около 200 национальных и международных наград в жанрах карикатуры, плаката, анимации, книжной и журнальной иллюстрации.
        В музее Сахарова выставлена, прежде всего, политическая карикатура последних четырех лет. Однако среди 250 работ есть и вещи, которые карикатурой назвать никак нельзя: прорисованные до мельчайших деталей, слишком многозначные для карикатуры, и часто совсем не смешные. Эту философскую графику сам автор относит к "sense art" - смысловому искусству.
        Каждый его рисунок, будь то аскетический набросок-символ на злободневную тему или серьезное живописное полотно, непременно сочетает смысловую нагрузку и старательное, оригинальное художественное исполнение.
        "У меня нет времени рисовать натюрморты, пейзажи, красивых женщин, - говорит художник. - В моей голове намного больше мыслей, чем я успеваю воплотить на бумаге".
        Физик-ядерщик по образованию, Златковский оставил естественную науку ради рисования в начале 70-х. Вскоре он стал известен - сначала на Западе, потому что его карикатура не имела отношения к официальной советской сатире, позже на родине. В годы перестройки всю западную прессу обошла его серия карикатур "Мой Горби", с президентом Советского Союза в главной роли.
        О многих наградах, которые получил до распада СССР, художник даже не знал. Стоит ли говорить о том, что о многих его работах ничего не знали и его сограждане. В 1982 г. Златковского запретили публиковать в центральной печати. Тогда он чудом избежал преследования по статье "Антисоветская агитация и пропаганда".
        Политическая карикатура - не столько любимое занятие Златковского, сколько проявление гражданской позиции, "осознанная инвектива этому обществу, этой власти". "Не у многих есть возможность бороться с той властью, которая не устраивает, - считает Златковский. - Я счастливый человек, потому что у меня есть эта возможность".
        В середине 90-х он уехал в США и некоторое время рисовал просто для себя. В результате на свет появилась серия "чудовищной порнографии", о которой он мечтал всю жизнь. Если бы Златковский был погруженным в себя художником, живущим в своем мире, он, по собственному признанию, рисовал бы исключительно эротику и порнографию.
        Но он чувствует себя "общественным животным": "Я живу в реальных условиях и борюсь тем, что у меня есть".
        Тем не менее, многие из присутствовавших на открытии выставки сходятся в убеждении, что политическая карикатура Златковского более ценна не сиюминутным приложением к реальности, а именно своей тонкостью и внутренним изяществом.
        Политика - это сегодняшний день, это преходяще - считает главный художник журнала "Химия и жизнь" Александр Астрин - а в работах Златковского ценно умение автора видеть и понимать происходящее вокруг и очень точно на это реагировать. "Когда эта политика уйдет - останется Златковский, потому что он есть элемент культуры", - считает Астрин.
        "Не случайно здесь упоминают Иеронима Босха, - говорит писатель Виктор Шендерович. - Это имеет большее отношение к Босху нежели к юмористическим рисункам на последней полосе".

BBC

Новости партнеров

Выбор читателей