Германия вернула Греции осколок Парфенона

        Университет Гейдельберга вернул в Грецию небольшой фрагмент фриза Парфенона Университет германского города Гейдельберг вернул в Грецию небольшой фрагмент фриза Парфенона.
        "Речь идет о значительном символическом жесте. Это новая страница в прекращенной было дискуссии по возвращению всех мраморов Парфенона из иностранных музеев", - сказал на пресс-конференции по случаю этого события министр культуры Греции Йоргос Вулгаракис.
        По его словам, в первый раз за 200 лет новейшей истории мраморов просьба о возвращении принадлежащего комплексу Акрополя предмета была удовлетворена.
        "Таким образом, рушится молчаливое согласие музейных организаций, которые владеют фрагментами Парфенона", - сказал Вулгаракис, охарактеризовав сегодняшнее возвращение как важный шаг по воссоединению художественной ценности знаменитого памятника.
        Возвращенный фрагмент является, в сущности, небольшим осколком мрамора. Его размер всего 8 на 12 сантиметров. По мнению специалистов, данный фрагмент принадлежит северной части фриза Парфенона.
        Министерство культуры Греции заявляет о намерении продолжить многолетнюю и безуспешную до настоящего времени кампанию по возвращению на родину статуй и рельефов знаменитого памятника архитектуры и ваяния. Греческая сторона пытается убедить зарубежные музеи в том, что новый Музей Акрополя, который строится в Афинах, является наиболее подходящим местом для мраморов, а также что возвращение этих экспонатов не станет прецедентом для масштабной реституции по всему миру всех когда-либо перемещенных музейных ценностей.
        Статуи и фриз знаменитого храма Парфенон, над которыми работал великий скульптор древности Фидий, были созданы в V в. до нашей эры. Несмотря на целый ряд катаклизмов, в том числе взрыв порохового склада, оборудованного в Парфеноне в новейшее время, памятник оставался в хорошей сохранности до начала XIX в., когда британский посланник в Оттоманской империи лорд Элгин добился у турецких властей разрешения вывезти скульптуры и фриз Парфенона из Греции. Впоследствии Элгин убедил парламент Великобритании взять коллекцию под свою охрану. В настоящее время памятники Парфенона являются центральной частью экспозиции всемирно известного Британского музея.
        После греческой национально-освободительной революции 1821 г. греки не сразу оценили потерю скульптур Парфенона как национальную утрату. Напротив, одно из немногих оставшихся в Греции скульптурных изображений из Парфенона было подарено греческим парламентом французскому правительству и ныне украшает художественную коллекцию Лувра. Также фрагменты знаменитых статуй и рельефов находятся сейчас в музеях Вены, Рима, Палермо, Копенгагена, Мюнхена и Вюрцбурга.
        Общественная кампания по возвращению мраморов Парфенона на родину началась в Греции в последние десятилетия ХХ века. Начало этой кампании связано с именем Мелины Меркури, известной греческой актрисы и в конце жизни министра культуры Греции. Сейчас по всему миру действуют 15 национальных комитетов за возвращение скульптур Парфенона на родину.
        С точки зрения греческой стороны, действия лорда Элгина в XIX в. являются "культурным грабежом" и должны быть осуждены. К тому же, считают греки, памятники Парфенона составляют единое художественное целое с самим храмом и должны вернуться на то место, откуда были увезены.
        Британская сторона указывает на то, что лорд Элгин приобрел мраморы Парфенона законно с юридической точки зрения, поскольку получил разрешение у тогдашних властей Греции. В Британском музее экспонаты надежно сохраняются, доступны для исследования специалистами, и их выставку ежегодно посещают сотни тысяч человек. По мнению руководителей Британского музея, возвращение памятников "вырвет сердце" Британского музея, который создавался в своем нынешнем виде во многом именно для того, чтобы сохранять коллекцию Элгина.
        Есть и еще один момент в споре о скульптурах. Возвращение памятников Парфенона создаст прецедент, по которому любая страна могла бы требовать обратно любые экспонаты, вывезенные ранее с ее территории. Это означало бы конец всех крупнейших мировых собраний искусства - и Британского музея, и Лувра, и Эрмитажа.

Новости партнеров

Выбор читателей