Восходящая "азиатская звезда" смотрит в сторону Америки

Казахстан, экономика которого развивается поистине "китайскими темпами", становится все более независимым игроком мировой энергетической арены, решая, с кем ему сотрудничать и в каких пропорциях




Казахстан становится все более независимым игроком мировой энергетической арены: возвращает утраченный госконтроль над энергоресурсами, интригует своих партнеров диверсификацией направлений нефтяного экспорта. Казахстанская экономика развивается поистине "китайскими темпами": в I полугодии 2007 г. ВВП страны увеличился на 10,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По оценкам British Petroleum, по запасам нефти Казахстан занимает восьмое место в мире. Правда, уровень добычи (65 млн т в прошлом году) обеспечивает ему лишь 18-е место среди нефтедобывающих держав. Давно проводимая политика открытых дверей в нефтяной сфере привела к тому, что нефть в стране добывают около пятидесяти компаний. Не все они делают это достаточно эффективно, да и прибылью делятся неохотно. Так что казахстанское руководство взялось возвращать в государственное лоно нефтяные активы страны. Осуществляется это посредством госкомпании "КазМунайГаз", которая, являясь крупнейшим оператором рынка, с 2005 г. активно расширяет свои владения. Она с большим отрывом лидирует в нефтедобыче в стране, но все же ее доля пока невелика: 14,8 млн т, или 23% годовой добычи. Второе место занимают китайские компании CNPC и CITIC Group: 10,5 млн т, или 16,2% годовой добычи. На третьем – американская Chevron: 8,6 млн т (13,2%), на четвертом – российский "ЛУКОЙЛ" – 4,46 млн т (6,9%). В общем, настоящий нефтяной интернационал.

Самым громким эпизодом в борьбе Казахстана за свою нефть стал спор с западными компаниями о переделе месторождения Кашаган – одного из крупнейших в мире. Дело это очень похоже на недавние события вокруг проекта "Сахалин-2". Кашаган был поделен и начал осваиваться десять лет назад по соглашению с иностранными компаниями, на основе которого был создан консорциум Agip KCO. Но беда в том, что операторы собрались уже второй раз переносить срок ввода в эксплуатацию этого богатейшего месторождения (промышленная добыча должна была начаться еще в 2005 году). Астана посчитала это серьезным поводом, чтобы вмешаться в ситуацию, подсчитать свои убытки и выдвинуть новые условия. К тому же недавно принятые поправки в закон о недрах позволяют государству в таких ситуациях действовать весьма решительно – вплоть до одностороннего разрыва контракта.

Впрочем, в столь кардинальных мерах Казахстан не заинтересован: припугнув инвесторов такой перспективой, он добивался лишь одного – увеличения государственной доли в проекте. "Я надеюсь, что мы договоримся без каких-то громких событий в этом деле", – заявил Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции по итогам 18-го заседания Совета иностранных инвесторов. По его словам, партнерам было предложено: или возместить убытки, или согласиться на увеличение госдоли. И практически все члены консорциума, возглавляемого итальянской ENI, согласились поделиться акциями Agip KCO с государством. "С остальными мы продолжаем работать", – добавил президент. Остальные – это американская ExxonMobil. Она изначально тоже была не против передела консорциума, но затем вдруг уперлась. Как полагают эксперты, американцы решили поторговаться, разыгрывая карту "казахгейта" – вялотекущего дела в судах США о взятках, в котором замешаны высшие чиновники Казахстана. Однако Назарбаев спокоен: "пока все идет нормально. Мы решаем этот вопрос по доброй воле всех участников и продвигаемся дальше". Нефть-то всем нужна, и тут за ценой, похоже, никто не постоит.

В этой связи в регионе возникла забавная ситуация. Чтобы получить каспийскую нефть в обход России, западные компании проложили трубу из Баку в турецкий Джейхан. Однако теперь у них возникла другая забота: заполнить эту трубу нефтью. Азербайджан может сделать это лишь частично, тогда как основная нефть находится по другую сторону моря. Казахстан в принципе не против того, чтобы "залить" БТД, но пока ему хватает российского и китайского направления экспорта. Назарбаев предельно откровенен: "Наша политика в этом вопросе разновекторная. Сегодня важными для нас являются российские направления. И если российская сторона будет предоставлять большие возможности, мы будем использовать их. Если нет – пойдем через Каспийское море на Кавказ, чтобы продавать нашу нефть на международном рынке. Здесь у нас никакой политики нет, есть чистая экономическая целесообразность".

Есть, конечно, и интересы зарубежных инвесторов. Показателен, например, случай с Кашаганом, где заупрямились американцы. Не исключено, что со временем начнут сильно упрямиться и китайцы, занимающие второе место в нефтедобыче Казахстана и стремящиеся переориентировать побольше его черного золота на китайский рынок. Поэтому Казахстан и стремится вернуть контроль над нефтью – чтобы было проще проводить независимую многовекторную политику.

Он, кстати, придерживается такой политики не только в нефтяной сфере. Ратуя за тесную интеграцию (в том числе, в сфере обороны) с Россией и рядом других постсоветских республик, Казахстан не пренебрегает масштабным сотрудничеством в военных вопросах с "недругами". Так, в сентябре 2003 г. был подписан пятилетний план военного сотрудничества между Казахстаном и США. В соответствии с ним на днях казахстанские Вооруженные силы получили два боевых американских вертолета "Хьюи-2". Ранее была закуплена большая партия автомобилей "Хаммер" различных модификаций, а также средства защиты, связи и инженерное оборудование. Общий пакет военно-технических программ, реализуемых в рамках плана, уже приближается к сумме $70 миллионов.

Выбор читателей