Россия смотрит на НАТО как кролик на удава

Сближаясь с Альянсом, стоит внятно определить пределы возможных компромиссов. А Москва почему-то пренебрегает накопленным за последние 20 лет опытом, делая вид, что все в порядке, и продолжая играть в поддавки


ФОТО: AP



От состоявшегося в минувшую субботу в Лиссабоне саммита Россия – НАТО ждали прорыва. В конце сентября высокопоставленные представители Альянса и лидеры западных стран заговорили о сближении позиций, создании общей ПРО и возможном вступлении России в НАТО. Накануне открытия саммита в The International Herald Tribune была напечатана программная статья Барака Обамы, в которой среди прочего предлагалось "перезагрузить" отношения Альянса с Россией. Более того, американский президент призвал "превратить проблему ПРО из источника разногласий в почву для сотрудничества в деле противодействия общей угрозе".

Определенные шаги в этом направлении были сделаны. На саммите НАТО, который прошел накануне приезда в Лиссабон Дмитрия Медведева, была достигнута договоренность о создании системы ПРО для евроатлантического региона, после чего Альянс официально пригласил Россию к сотрудничеству в этом проекте. На следующий день по итогам саммита Россия – НАТО Медведев его принял. Пока не понятно, во что выльется это соглашение о намерении – сегодня даже внутри НАТО нет единого мнения по ряду принципиальных вопросов. Например, каким образом и кто именно должен принимать решение об использовании ПРО.

О наличии этой проблемы применительно к России говорил накануне саммита постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Многие военные эксперты считают, что Москва должна сохранить контроль над своей "кнопкой", а для координации действий нужно выработать процедуру принятия решений на паритетной основе. Помощник президента РФ Сергей Приходько озвучил принципиально иное мнение: Россия "готова встроиться" в интегрированную систему европейской ПРО, управляемой военным командованием из Брюсселя.

Но ПРО – далеко не единственный вопрос, обсуждавшийся в Лиссабоне. На саммите была принята новая стратегия Североатлантического блока. Это документ расширил полномочия НАТО, наделив его правом действовать не только в евроатлантическом регионе, но и за его пределами. Члены Альянса вслед за Вашингтоном считают угрозой для своей безопасности конфликты в любой точке мира и для их разрешения намерены применять "механизмы кризисного урегулирования вплоть до применения вооруженной силы". Новая доктрина еще раз подтвердила значимость пятой статьи Вашингтонского договора о коллективной безопасности, рассматривающей нападения на любую из стран НАТО как угрозу всем его членам.

Насчет присоединения к Альянсу Украины и Грузии позиции НАТО остались неизменными: вступление планируется, но пока, чтобы не раздражать Москву, откладывается.

Принятый в Лиссабоне документ утверждает, что НАТО "не представляет угрозы для России" и настроена на "реальное стратегическое партнерство с Москвой". Тем не менее в доктрине не нашла отражения главная внешнеполитическая инициатива Медведева, касающаяся договора о коллективной безопасности в Европе. Проблему сокращения тактического ядерного оружия в Европе Альянс по-прежнему увязывает со встречными шагами со стороны России.

Еще одной важной темой саммита стала проблема Афганистана, дискуссия по которой вылилась в призывы американской стороны к более деятельному участию в военной операции всех членов Альянса.

На следующий день к лидерам стан НАТО присоединился Дмитрий Медведев. В ходе встречи помимо взаимных реверансов по теме ПРО была достигнута договоренность об обратном транзите военных грузов из Афганистана и намечен план переговоров о транспортировке военных грузов в Афганистан через территорию России. Согласие Москвы на оказание таких услуг выходит за рамки форм сотрудничества, оговоренных в 2001 г., в самом начале контртеррористической операции в Афганистане.

Но этого оказалось мало, и лидеры НАТО дали понять, что в обмен на сотрудничество по ПРО ждут от России дополнительной поддержки по Афганистану и Ирану, выполнения обязательства в отношении Грузии и возобновления действия ДОВСЕ. Эти пожелания означают, что НАТО намерена выстраивать партнерство с Россией на своих условиях, требуя все новых подтверждений лояльности Москвы в ущерб ее суверенитету. Потому что защита интересов Грузии подразумевает ограничения на размещение российских баз в Абхазии и Южной Осетии. Выполнение договора по ДОВСЕ влечет за собой запрет на передвижение российских войск по собственной территории. Углубление сотрудничества по Ирану станет помехой для мира в Каспийском регионе, а более деятельная поддержка Альянса в Афганистане будет означать втягивание России в этот конфликт.

Этот элементарный расклад показывает, что дальнейшее сближение с НАТО не просто не выгодно, но опасно для Москвы. То же самое можно сказать о перспективе формального вступления России в Альянс. Сам факт начала таких переговоров автоматически означает потерю права возражать против принятия Грузии и Украины при сомнительных перспективах собственного членства. Все знают, сколько времени Россия вступает и никак не вступит в ВТО. То же самое будет с НАТО.

Альянсу не выгодно принимать в свои ряды и тем самым давать гарантии безопасности стране с такими протяжными, неблагополучными и незащищенными границами. Аналогичным образом обстоят дела с единой ПРО, до создания которой дело может так и не дойти. Получается, что от Москвы в обмен на пустые обещания требуют совершения шагов, которые приведут к ее военному и политическому ослаблению, ухудшению отношений с соседними государствами и фактическому возвращению в Афганистан.

Так что, сближаясь с НАТО, стоит внятно определить пределы возможных компромиссов. Пока Россия ведет себя не как самостоятельный политический игрок, а как кролик, загипнотизированный удавом: пренебрегая накопленным за последние 20 лет опытом, делает вид, что все в порядке, и продолжает играть в поддавки.

Выбор читателей