Арктика превращается в проходной двор

По мере "оттаивания" арктических вод учащаются случаи несанкционированного появления там судов. Так, на Севморпути российские пограничники ежегодно обнаруживают яхты с туристами на борту; нередко проникают туда и исследовательские суда


Земля Франца-Иосифа. ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



Нынешней весной в мире наблюдается повышенный интерес к Арктике. Для России это не самая благоприятная тенденция, поскольку появляется все больше желающих оспорить ее права на арктические воды и шельфы.

В Мурманске на прошлой неделе состоялась вторая Международная конференция по безопасности в Арктике. Ее участники – представители Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции – побывали на архипелаге Земля Франца-Иосифа, где посетили самую северную пограничную заставу России. Их "гидом" выступал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, который сообщил, что эти некогда недоступные для иностранцев земли планируется открыть для туристов. Что ж, возможно, такое начало конференции даст дополнительный толчок развитию "экологического туризма" в России: в мире хватает желающих за немалые деньги посетить суровые арктические широты. В прошлом году участники аналогичной международной конференции совершили круиз на ледоколе "Ямал" по Северному морскому пути, и это дало толчок его развитию: по словам Патрушева, грузопоток по СМП с тех пор возрос на 20%.

В эти же дни в Мурманске состоялась еще одна конференция – "Логистика в Арктике", организованная Ассоциацией поставщиков нефтегазового оборудования "Мурманшельф". Там речь шла уже о хозяйственном освоении северных широт: по оценкам экспертов, арктический шельф может содержать до четверти мировых запасов углеводородов, а также большие запасы другого сырья. Интерес к ним усиливается по мере совершенствования технологий добычи, а также уменьшения ледяного покрова Северного ледовитого океана.

В продолжение этой темы 16 апреля главы ExxonMobil и "Роснефти" в присутствии Владимира Путина подписали пакет документов по реализации соглашения о стратегическом сотрудничестве, заключенного в прошлом году. Речь идет, в частности, о совместном освоении шельфа Карского моря (одни только геологоразведочные работы оцениваются в $3,2 миллиарда).

Впрочем, постепенное "открытие" Севера приносит не только экономическую выгоду. "Мы видим, что происходят в изменения в Арктике, и должны понимать и видеть вызовы и угрозы, которые с этим связаны", – отметил Патрушев на конференции в Мурманске. Угрозу представляет, прежде всего, активное устремление в Арктику государств, компаний и частных лиц, а также споры и конфликты, возникающие на этой почве. В частности, очень сильное сопротивление вызывают усилия России по отстаиванию своих прав на подводные хребты Ломоносова и Менделеева. Если она обоснует эти притязания, то увеличит свою исключительную экономическую зону в Арктике на 1,2 млн кв. км – она будет простираться вплоть до Северного полюса.

Понятно, что другие страны хотят иметь равный с нами доступ к ресурсам этой богатой части шельфа, и потому оказывают России сопротивление на правовом поле. Звучат также призывы к "интернационализации" Севморпути – речь идет о том, чтобы придать ему статус международного транспортного коридора и вывести из-под юрисдикции России. Аналогичные требования звучат относительно канадского Северо-Западного прохода (из Атлантического океана в Тихий). Наконец, по мере "оттаивания" арктических вод учащаются случаи несанкционированного появления там различных иностранных судов. Так, на Севморпути российские пограничники теперь каждый год обнаруживают яхты с туристами на борту; нередко проникают туда и исследовательские суда. Китай, например, сообщил о строительстве второго ледокола и о том, что готовит пятую по счету арктическую экспедицию.

Обострение споров и активизация трафика в северных водах подталкивает приарктические державы к наращиванию военного потенциала в Арктике. Эксперты давно пугают "арктической гонкой вооружений" и даже войной, однако пока ситуация все же не вышла из-под контроля. Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) в недавнем специальном докладе отмечает, что признаков гонки вооружений в Арктике нет, однако признает наличие оснований для беспокойства по поводу безопасности Севера в будущем.

Чтобы немного снизить накал страстей, приарктические государства начали договариваться друг с другом. На авиабазе Гуз-Бэй на севере Канады на днях состоялась первая в истории встреча начальников генеральных штабов стран Арктического региона. Высокопоставленные военные из США, Канады, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии два дня обсуждали "общие проблемы" в Арктике. Россию на встрече представлял начальник Генштаба Николай Макаров. До этого Николай Патрушев совершил рабочий визит в Канаду, где отметил, что Арктика дает уникальные возможности "для партнерства, а не соперничества". По его словам, "именно на путях взаимодействия наши две страны будут укреплять безопасность своих северных границ, развивать связи между коренными жителями Севера и вести освоение новых коммуникаций и месторождений". С другим северным соседом – Норвегией – Россия уже четвертый год подряд проводит совместные учения, в ходе которых отрабатывается оперативная совместимость военно-морских и военно-воздушных сил двух стран в Арктическом регионе.

Параллельно принимаются меры по укреплению северных российских рубежей, которые по мере оттаивания Арктики становятся все более уязвимыми: Пограничная служба ФСБ заявила о намерении создать там два десятка новых погранзастав. В целом, Россия намерена жестко отстаивать свои права в арктических широтах. Такой подход закреплен в подготовленном правительством проекте Стратегии развития Арктической зоны. На состоявшемся в Москве в конце марта заседании экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации подчеркивалось, что Стратегия должна "четче и жестче" определить приоритетные интересы России в регионе, в частности, ее права на Северный морской путь.

## Getty Images ©

Выбор читателей