Британский Киноинститут отреставрировал 800 фильмов начала XX века

        Британский Киноинститут завершил масштабный проект по реставрации документальных фильмов о жизни страны в начале XX века.
        В 1994 г. в заброшенной мастерской двух "пионеров" британского кинематографа Сагара Митчелла и Джеймса Кеньона в г.Блэкберн на западе Англии были обнаружены негативы свыше 800 неизвестных ранее документальных неигровых короткометражных фильмов.
        "Мы получили их в 2000 г., и более четырех лет продолжалась кропотливая работа по восстановлению пленок, изготовлению копий, переводу их в цифровой формат и поиску информации о том, какие же места и люди запечатлены на этих уникальных лентах", - рассказал один из руководителей проекта Патрик Расселл.
        Митчелл и Кеньон в годы правления короля Эдварда Седьмого (1901-1910 гг., "эдвардианская эпоха") сняли множество неигровых фильмов о повседневной жизни, работе, отдыхе и праздниках британцев. Съемки проводились в северной Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии. В немых лентах продолжительностью несколько минут запечатлены отрывки из британской жизни начала прошлого века.
        В фильме "Пирс Виктории в Блэкпуле" (1904) показаны пасхальные гуляния посетителей этого популярного британского курорта на побережье Ирландского моря. Зритель может вспомнить об утраченной ныне традиции долгих семейных прогулок в пасхальный день, когда все одевались в свои лучшие костюмы и выходили на широкие набережные и красивые пирсы.
        Лента "20 тысяч человек входят на фабрику в Ньюкасле" (1900) снята перед началом Yтренней смены на одном из предприятий этого крупного индустриального центра страны и позволяет оценить масштабы "промышленной революции", которая тогда переживала свой расцвет.
        Несколько фильмов являются летописью матчей по футболу и регби, в том числе с участием таких известных и сто лет назад, и сейчас команд, как "Манчестер Юнайтед", "Шеффилд Юнайтед", "Бернли".
        В фильме "Католическое шествие в Галифаксе" (1905) можно увидеть не только парад членов католической общины города, учеников католических школ и их наставников, но и изучить внешний вид городских трамваев, рекламных вывесок и оформление витрин магазинов того времени.
        Интерес представляет и фильм "Посадка на лайнер компании "Кунард" в Ливерпуле" (1901). Авторы фильма запечатлели пассажиров третьего, второго и первого классов, направлявшихся в Нью-Йорк. В большинстве своем это были эмигранты. Компания "Кунард" владела многими океанскими судами, в том числе и печально знаменитым "Титаником". В фильме показано также, как матросы моют палубу из шланга, а капитан позирует на капитанском мостике. Одним из героев документальной ленты стал и судовой кот.
        Митчелл и Кеньон использовали и новаторские приемы. Например, в фильме "Набережная в Моркамбе" (1901) они снимали людей, гуляющих по побережью, с медленно движущегося трамвая, что придает фильму динамичность и панорамность. Кстати, в этом же фильме можно наблюдать множество женщин в черных платьях. Они носили их в знак траура по недавно умершей королеве Виктории.
        "В отличие, например, от братьев Люмьер из Франции, которые считали кино элитарным видом искусства, а билеты на сеансы стоили по шиллингу, Митчелл и Кеньон изначально делали ставку на массовую аудиторию, и билеты на их кинопоказы стоили один пенс", - рассказала координатор проекта Ванесса Тулмин. Зачастую фильмы снимались днем, а к вечеру они уже были проявлены и демонстрировались в местных кинотеатрах.
        С 14 января Британский Киноинститут начинает турне по городам Великобритании, где будут демонстрироваться некоторые из восстановленных фильмов. Первый показ запланирован в родном городе режиссеров - Блэкберне. После этого состоится демонстрация лент в Манчестере, Лондоне, Шеффилде, Оксфорде, Ланкастере, Ноттингеме и на кинофестивале в Глазго. Кинопоказы будут сопровождаться музыкой и пояснениями исследователей кино и специалистов-историков.
        Трехсерийный документальный фильм о режиссерах и их работах также будет показан по Би-би-си.
        Стоимость затрат на восстановление фильмов общей продолжительностью свыше 28 часов составила свыше 1 млн фунтов стерлингов. "Сомневаюсь, что мы когда-нибудь сможем вернуть эти деньги", - заметила Ванесса Тулмин. При этом она рассказала, что свой интерес к данному проекту уже высказали специалисты из Люксембурга, Австрии, Германии и США.

Новости партнеров

Выбор читателей